Интерпретация идей В.И. Вернадского его биографом Л.И. Гумилевским

В 1961 году Л.И. Гумилевский написал книгу о В.И. Вернадском.

«Задолго до знакомства с идеями Вернадского, как я уже и говорил, после многих лет работы в области истории техники и науки, я пришёл к фантастическим выводам, о которых боялся не только писать, но и разговаривать. Но однажды я всё-таки записал их, запрятал и сохранил в этой моей автобиографии. Речь шла о том, что современное развитие техники становится бессмысленным, ибо уже не наука и техника обслуживают человека, а человек обслуживает их. В разговорах на эту тему с друзьями я приводил факты и не встречал дельных возражений, а когда меня спрашивали, куда же ведёт нас такое развитие науки и техники, я, руководясь логикой, отвечал:

- К абсолютной автоматизации всех производств: машины и механизмы будут добывать руды, получать из них металл, делать машины из металла, словом, поддерживать запущенный человечеством круговорот...

- А что же будут делать люди?

- Они и вымрут постепенно, за ненадобностью! - твёрдо заключал я.

Получалась страшная фантастика и, написав на эту тему страшный рассказ, я подарил его Рыкачёву с просьбой прочесть и уничтожить: бессмысленная фантастика сначала пугала, а потом вызывала смех. В самом деле, ведь должен же быть какой-то, пусть объективный, непонятный нам, смысл в таком развитии науки и техники!

И вот, оказывается, стоило мне тогда почитать труды Вернадского, чтобы получить ответ на мой вопрос. Вернадский открыл механический принцип или закон постоянного усиления биогенной миграции атомов элементов, лежащий в основе эволюционного развития всего живого и геологической деятельности человечества. Развитие техники и связанной с нею науки и вызывается усилением ими биогенной миграции атомов элементов...

Ещё когда мы думали, что вселенной управляет Бог - как бы он ни назывался,- жизнь имела какую-то значительность. Но сейчас... оказывается, что бог этот - механический принцип усиления биогенной миграции атомов элементов...

Вернадский обладал гениальным умом и равным ему мужеством. В декабре 1942 года в своём дневнике он писал: «Готовлюсь к уходу из жизни. Никакого страха. Распадение на атомы и молекулы».

Открыв истинного Бога, создавшего все живое в процессе эволюции, Вернадский не зовёт поклоняться ему, но выражает твёрдую уверенность, что «исторически длительные печальные и тяжёлые явления, разлагающие жизнь, приводящие людей к самоистреблению, к обнищанию, неизбежно будут преодолены».

Установив тесную связь грандиозных процессов природы и культурного роста человечества, Вернадский ни на одно мгновение не сомневается, что «направление этого роста - к дальнейшему захвату сил природы и их переработке сознанием, мыслью, - определено ходом геологической истории нашей планеты, оно не может быть остановлено нашей волей». […]

… ходом геологической истории определён и переход человечества в Ноосферу, в царство Разума, неизбежность преодоления обнищания и самоистребления.

Несомненно, что ускорению и усилению биогенной миграции атомов элементов вполне отвечает современное развитие техники и науки. Как нельзя более, впрочем, отвечает им и вся история человечества с её бесконечными войнами и гонкой вооружений. Быть может, народы, достигшие высокой культуры и потом исчезнувшие или выродившиеся - Египет, Греция, Рим, Византия, - гибли потому, что культура и техника их жизни не отвечали ускорению и усилению биогенной миграции атомов.

Вернадский указывал, что советская культура идёт в унисон с геологическим процессом и потому, «очевидно, мы выживем в любых условиях, в том числе и атомных». О биогенной миграции атомов элементов очень сильно и выразительно говорил ещё у Шекспира Гамлет на могиле Офелии с черепом Йорика в руках:

Могучий Цезарь ныне прах и тлен,
И на поправку он истрачен стен:
Живая глина Землю потрясала,
А мёртвая - замазкой печи стала!

Миграция элементов, производимая жизнью, понятна была и ранее: «земля еси в землю и отыдеши», - читаем мы в Евангелии.

Но истина не в том, что жизнь производит миграцию атомов элементов, а в том, что миграция атомов элементов производит жизнь - это и есть тот механический принцип, который открылся Вернадскому.

Как истинный мудрец, Вернадский не связывал с ним вопросов морали и этики, он принимал его как установленный и независимый от нашей воли факт, так же спокойно и мудро, как принимал и собственное «распадение на атомы и молекулы». Всю жизнь, признаётся он, научные искания его шли в одном и том же направлении - выяснении геологического процесса изменения жизни на Земле как на планете, «конца, размеров и значения чего мы не знаем».

Но значение введенных им в науку биогеохимических идей он видел ясно и писал: «Изучение биогеохимических явлений в своем возможно глубоком подходе вводит нас в область неразрывного проявления явлений жизни и явлений физического строения мира, в область новых построений научной мысли будущего. В этом глубокий и научный и философский, жгучий современный интерес проблем биогеохимических».

В сущности, Вернадский первым в мире и в истории человечества объяснил, кто мы, для чего и почему существуем на планете.

После неудачных попыток разных религиозных деятелей и философов ответить на этот вечный вопрос, Вернадский отвечает на него впервые строго научно и убедительно, основываясь на эмпирических фактах, а не на вере и откровении.

Понадобится много времени и жестокой борьбы с привычным мышлением, прежде чем идеи Вернадского станут всеобщим достоянием. Я же счастлив тем, что сделал едва ли не первый шаг к ознакомлению широких кругов с этими идеями, которые несомненно победят и умы и сердца человеческие.

«Нужно сто лет для того, чтобы прийти к истине, - писал Н.Г. Чернышевский, повторяя слова Гумбольдта, - и ещё сто лет для того, чтобы начать следовать ей».

Так было с учением И.П. Павлова. Так будет и с учением В.И. Вернадского...»

Гумилевский Л.И., Судьба и жизнь. Воспоминания, М., «Грифон», 2005 г., с. 282-283 и 284-285.