Связь гения и гениальных способностей с сексуальным чувством по И.И. Мечникову

О Гёте: «Не сразу установилось нравственное равновесие великого писателя. Он пережил ещё несколько кратковременных возвратов пессимизма и только затем стал настолько цельным и гармоничным человеком, насколько это было возможно при условиях его существования. Он достиг спокойно величавой старости и оставался неутомимо деятельным до самой смерти, наступившей после 80 лет.

Как было сказано, «чувство жизни» развилось у Гёте довольно рано. Ставши оптимистом, он ощущал радость жизни и желал, чтобы последняя протекала так же хорошо, как можно доле. Уже в старости высказывает он мысль, что «жизнь напоминает книги Сибиллы и мы всё более и более дорожим ею по мере приближения к смерти». В нём произошла перемена, составляющая правило при нормальном развитии человеческой природы. А между тем условия его существования были далеко не совершенны.

Здоровье его вовсе не было безукоризненно. В молодости у него было сильное кровохарканье, по всей вероятности туберкулезного происхождения; в течение всей жизни он часто хворал; у него была подагра, почечные колики, кишечные болезни и т.д. Он не следовал правилам строгой гигиены. Будучи родом из местности, где производят много вина, он с юности употреблял его в количестве, несомненно, вредном для здоровья. Он сам обратил на это внимание, и после 31 года, когда у него уже начало пробуждаться «чувство жизни», вопрос этот стал серьезно занимать его. «Я был бы очень счастлив, если бы мог воздержаться от вина», - пишет он в своём дневнике. Через несколько недель он пишет в нём же: «Я более почти не пью вина».

Но у него не хватает силы воли для дальнейшего воздержания; через несколько месяцев после своего решения у него делается сильное кровотечение из носа, которое он приписывает, между прочим, «нескольким стаканам вина». Он не переставал пить вино до конца жизни и в старости даже злоупотреблял им... А между тем он всегда был убеждён, что вино вредно для умственного труда.

Он замечал, что друг его Шиллер всегда достигал дурных результатов, когда пил более обыкновенного для подкрепления сил и возбуждения литературной производительности. «Это расстраивало его здоровье, - говорит он Эккерману (18 янв. 1827 г.), - и вредило его творчеству». «Этому приписываю я те недостатки, в которых укоряют его критики». В другом разговоре (11 марта 1828 г.) Гёте утверждает, что произведения, написанные под влиянием вина, носят ненормальный, вымученный характер и что поэтому надо избегать его.

Главным стимулом гениальности Гёте была любовь. Всем известны любовные истории, переполняющие его биографию. Многих они возмущали, другие искали им оправдания. Указывали на потребность его делиться своими чувствами и искать симпатии других; утверждали также, что его влечение к женщинам было простым проявлением чисто художественного чувства, не имеющего ничего общего с настоящей любовью.

В действительности художественный гений, а может быть, и гений вообще, очень тесно связан с половым отправлением. Я считаю вполне справедливым высказанное Мёбиусом мнение, по которому «художественные склонности, по всей вероятности, не что иное, как вторичные половые признаки». Подобно тому, как борода и другие физические особенности мужчины развились как средства прельщения женского пола, так точно мускульная сила, звучный голос и многие другие способности объясняются требованиями любовных сношений. В первобытных условиях нередко женщина работает больше мужчины; превосходство сил последнего служит ему главным образом для борьбы с другими мужчинами преимущественно из-за обладания женщиной.

Бойцу приятно, чтобы любимая женщина видела его победу; оратор красноречивее в присутствии особенно симпатичной ему женщины; любовь возбуждает певца и поэта, и поэтический гений несомненно тесно связан с половым чувством.

Оскопление действует подавляющим образом: подвергнутые ему животные хотя и остаются работоспособными, но изменяются в характере и теряют боевой темперамент. Устранение половой функции точно так же значительно умаляет гений человека. Из многочисленных скопцов один лишь Абеляр был поэтом. Но он подвергся оскоплению только в 40 лет, и после этого несчастья он перестал сочинять стихи. Среди скопцов часто встречаются певцы. Но они - простые исполнители, и искусство их не имеет ничего общего с творчеством.

Приводят примеры нескольких музыкальных композиторов среди скопцов; однако талант их был лишь второстепенный, и они давно забыты. Раннее  оскопление,  гораздо  больше позднего, имеет влияние на гений и вторичные половые признаки.

Становясь на естественноисторическую точку зрения, мы никоим образом не можем согласиться ни с моралистами, порицающими Гёте за то, что он часто влюблялся, ни с его защитниками, то отрицающими факты, то объясняющими их помимо половой любви. Приведённые выше выписки из «Римских элегий» достаточно указывают на характер его любви. Часто в пример идеальной любви Гёте приводят чувства его к г-же фон Штейн. Между тем некоторые письма к ней, в которых Гёте говорит ей ты, «несомненно имеют эротический характер» (Мёбиус, т. II, стр. 89). Гёте излил свою любовь к Минн Герилиб (вдохновившей его роман «Сродство душ») в такой непристойной эротической поэме, что она не могла даже быть напечатанной (Льюис, т. II, стр. 314). Я особенно настаиваю на том факте, что Гёте до конца сохранил свой темперамент, - и всех поражает мощь его поэтического гения, даже в последние годы жизни. […]

Вопреки часто выраженному мнению, будто обе части Фауста составляют два совершенно независимых произведения, они, наоборот, только пополняют одна другую. В первой части молодой пессимист, полный страсти и требовательности, готов на самоубийство и ни перед чем не останавливается для удовлетворения своей жажды любви. Во второй части зрелый и старый человек продолжает любить женщин, хотя и иным образом; он умудрён опытом и стал оптимистом; удовлетворив стремления личной жизни, он посвящает остаток дней своих на благо человеческое; достигнув столетнего возраста, он умирает с чувством высшего блаженства, и даже почти можно сказать, что он обнаруживает при этом инстинкт естественной смерти». 

Мечников И.И., Гёте и Фауст / Пессимизм и оптимизм, М., «Советская Россия», 1989 г., с. 459-464 и 499.