Как вызвать состояние вдохновения / творческого куража по В.В. Шахиджаняну

«Как обрести хорошее творческое самочувствие, как вызвать у себя то, что актёры называют куражом, как вызвать, если угодно, вдохновение? Да-да, вдохновение. Оно помогает не только поэтам, художникам, композиторам. Оно необходимо и ораторам. Есть вдохновение - лучше пройдёт выступление.

Говорят, что Шиллер вызывал у себя творческое состояние запахом гниющих яблок, распространяющимся по комнате. Агата Кристи могла писать хорошо, если до этого долго нежилась в ванной.

Знаменитый артист Михаил Астангов перед началом спектакля всегда несколько минут держал руки в горячей воде.

А Ваграм Папазян, великий артист, непревзойдённый исполнитель роли Отелло, перед началом спектакля ходил, как тигр, за кулисами и громко, удивляя всех, произносил: - Говорят, что Папазян - плохой актёр! Что? Папазян - плохой актёр?! Ну, я сейчас всем покажу, какой Папазян плохой актёр!

Что это? Конечно, самовнушение. Самогипноз, если угодно. Взбадривание себя.

Какие слова вы должны сказать себе, чтобы взбодриться и отлично выступить? Подумайте об этом. Подобные слова, фразы помогут обрести вдохновение.

Одним людям нужно остаться хотя бы на несколько секунд в полной тишине, другим необходимо похлопать в ладоши, третьи взбадривают себя быстрой ходьбой, четвёртые, наоборот, всё начинают делать медленно, тянуть время: тихо и спокойно направляются к трибуне, не торопясь оглядывают зал, делают глубокий вдох и только потом начинают говорить.

Я знал хорошего оратора, который всегда носил с собой плеер. Перед выступлением он слушал «Турецкий марш» Моцарта. Ритм этого сочинения помогал ему взбодриться.

Поэкспериментируйте. Найдите свои, особые приспособления, способствующие вхождению в образ, обретению творческого состояния.

Человек на трибуне - всегда немного актёр. Пусть он представляет самого себя, но ведь представляет; пусть  он говорит собственные же слова, но ведь произносит монолог с артистизмом».

Шахиджанян В.В., Учимся говорить публично, М., «Вагриус», 2006 г., с. 246-247.

 

Предтворческое состояние по Л.А. Китаеву-Смыку