Закон гармонизации по Рихарду Авенариусу

Рихард Авенариус полагал процесс познания не бесконечным, а конечным…

«Ньютон почувствовал сходство между движениями Луны и брошенного камня. Но чтобы познать это сходство, то есть прояснить это чувство, дать ему точное определение и связать его с другими частями нашего опыта, он должен был вступить на новый путь мышления. Когда благодаря построению целого ряда промежуточных звеньев сходство оказалось доказанным, то сам Ньютон поднялся ступенью выше по лестнице развития. […]

… жизнеразность есть, прежде всего, затрата энергии, превышающая поток её в вид питания […]

… развитие представляет из себя постепенное, всё более точное приспособление системы С к среде, причём все элементы среды, все комбинации их отражаются в мозгу […] как акты планомерной гармонической жизни мозга […]

Гармонизация мозга происходит двумя путями:

1) Путём естественного упрощения средних членов независимых рядов: члены ряда, бесполезные для цели устранения жизнеразностей, будут постепенно выпадать, остаются же лишь необходимые и наиболее быстро ведущие к желанному результату. […] … жизненные ряды всё более и более ограничиваются теми членами, которые совершенно необходимы для наискорейшего, наипростейшего и полного завершения ряда.

2) Другим путём гармонизации мозга является установка всё более устойчивых, всё более всеобъемлющих мультиноблей, (см. значение слова ниже – Прим. И.Л. Викентьева) приближение к совершенной константе. […]

Рихард Авенариус, Критика чистого опыта. В популярном изложении А. Луначарского; С дополнением: Новая теория позитивного идеализма (Holzapfel. Pan-ideal). Критическое изложение А. Луначарского, М., «ЛКИ», 2008 г., с. 115, 116, 123 и 125.

По мере развития и конкуренции научных понятий: «…выживают те, которые позволяют с наибольшей лёгкостью охватить возможно больше фактов, то есть, получить в результате анализа явлений основные законы, элементарные компоненты, из которых можно математически синтезировать сами явления […]

Чем более широко в пространстве и времени условия положительного развития индивидуальных систем С, поколений, народов, человечества, тем более совпадают конечные состояния систем (то есть, конечные члены жизненных рядов) с наивысшими мультипониблями (самыми основными и теми самыми всеобщими законами), тем более более приближаются они к совершенной константе […]

В науке разнообразие изучаемых явлений достигает максимума, охватывающего постепенно всё, что вообще существует для человека, и в то же время, формально различия этих явлений сводятся к минимуму».

Рихард Авенариус, Критика чистого опыта. В популярном изложении А. Луначарского; С дополнением: Новая теория позитивного идеализма (Holzapfel. Pan-ideal). Критическое изложение А. Луначарского, М., «ЛКИ», 2008 г., с. 127-128.