История образа художника как героя, противопоставляющего себя обществу по А.С. Кончаловскому

«Для художника проблема искренности и свободы творчества нередко сталкивается с требованием заказчика или цензуры. И часто жертвуют своей индивидуальностью во имя гонорара.

Микеланджело, расписывая Сикстинскую капеллу, должен был соотносить свои замыслы с требованиями церкви и лично заказчика - папы Юлия II. Но в те времена цензура следила за содержанием произведения, а не за соблюдением принципов живописи или скульптуры. Да и сам художник, будь даже всеми признанным гением, как правило, рассматривался как наёмный артизан (мастер), который работает по заказу. Как такового рынка искусства тогда не было и быть не могло - слишком ограничено было число потребителей.

Образ художника как героя, противопоставляющего себя обществу, утвердился в Европе с начала XVIII века, когда просветители Руссо и Вольтер провозгласили освобождение от всех уз - социальных и  религиозных. Эти призывы распространились и на принципы творчества. Образ мятежного, не связанного никакими узами художника утверждается в Европе как модный идеал. Одним из первых идолов молодёжи становится лорд Байрон, который прекрасно осознавал свою популярность и умело поддерживал образ поэта-бунтаря, анархиста и романтика. Он мог всё - переплыть Дарданеллы, принимать опиум, участвовать в революции и не скрывать увлечения гомо-эротизмом. Не случайно этот легендарный образ так пленил Пушкина, жадно читающего французские и английские газеты...

Газеты - вот в чём секрет! С XVIII века в Европе с развитием буржуазии появились газеты. Росли тиражи. Издатели скоро поняли, какое влияние они могут оказывать на общественное сознание, как эффективно можно им манипулировать и, главное, творить героев и мифы по своему выбору. Так возникло искусство маркетинга искусства.

Байроновский образ подхватили и раскрутили романтики, выдвинув как лозунг знаменитое  противопоставление - «поэт» и «толпа пошляков» (вспомните пушкинское: «Поэт! не дорожи любовию народной...»). Во Франции появляются свои чайльд-гарольды - мятежные поэты и художники: Бодлер, Гоген, Верлен, Рембо, Ван Гог и т. д. В России - Лермонтов, Чаадаев, Гумилёв, Блок, Врубель...

Развивающийся класс буржуазии вызвал новую потребность: жить как аристократ - в окружении произведений искусства.

Наверное, здесь и возникает рынок искусства, который невозможен без покупателей и товара. Товар нуждается в рекламе. Скандал вызывает общественный интерес. Интерес создает моду. Лучшая форма подачи товара - создание товарного знака. В начале XIX и XX веков «trademark» (торговая марка) а-ля Байрон приносит успех. И чтобы стать успешным, надо «косить» под непризнанного нищего гения, желательно прибывшего из экзотических стран или из мест «не столь отдалённых», и страстно желать о встрече с зорким знатоком искусства. Позже - продаться за большие деньги».

Кончаловский А. С.,  На трибуне реакционера / Андрей Кончаловский, Владимир Пастухов, М., «Эксмо», 2007 г., с.104-105.