Изображение «творческой индивидуальности» в описании Осипа Брика

Осип Брик описывает довольно типичный случай, характерный для около-творческой среды: противопоставление ежедневного труда и/или провозглашение себя-любимого «творческой индивидуальностью»:

«Буржуазно-интеллигентская теория творчества, «марксистски обработанная»  Воронским и Полонским, говорит о том, что основной задачей творчества  является передача фактов и событий, «преломлённых сквозь призму души  художника». Другими словами, необходимая при передаче фактов и событий  тенденция и установка отыскивается в индивидуальных качествах и воззрениях  данного художника.

Предполагается, что данная художественная индивидуальность настолько  ценна сама по себе, что никакие внешние задания не могут и не должны  принуждать её брать факты и события с какой-либо иной точки зрения. Предполагается, что человек, пишущий так называемые художественные  произведения (стихи, повести, драмы), избавлен от необходимости брать факты  и события с какой-то общей другим людям точки зрения.

Конечно, и Воронский и Полонский (в этом и заключается «марксистская  обработка» буржуазной теории) знают, что данная индивидуальность со своими  особенностями и точками зрения как-то связана с определённым классом или  классовой группировкой. Но и Воронский и Полонский считают немыслимым  посягнуть на данную художественную индивидуальность, лишить её своего «своеобразия», втянуть её в общекультурную работу другого класса, другой классовой группировки. Воронские и Полонские необычайно уважают эту сумму индивидуальных  особенностей и «своеобразий», полагая, что если разрушить эту сумму, то  погибнет некий художественный центр.

Приятели Есенина не решались лечить его от запоя, потому что боялись,  что он выздоровеет и перестанет писать стихи. […]

Но вредное влияние Воронских и Полонских не ограничивается торможением естественного перехода старых литературных работников на новые задания. Это влияние вредно действует и на новые молодые литературные силы. Начитавшись Воронских и Полонских, каждый молодой начинающий писатель прежде всего стремится стать «творческой индивидуальностью». Он понимает, что, получив этот почётный титул, он тем самым приобретает право писать о чем угодно и как угодно, не считаясь ни с какими «сторонними» заданиями.

Молодой писатель знает, что, работая в газете или в журнале, ему не удастся во всю ширь развернуть свою творческую индивидуальность, ему придётся бегать и писать по заданиям редакции, писать о том, что нужно и важно сегодня, что нужно и важно читателю, что нужно и важно для всего нашего культурного строительства. Он знает также, что, сколько бы интересных фактов он ни собрал, сколько бы талантливых очерков ни написал, ни один Воронский и Полонский не напишут о нем ни одной статьи, не возвестят миру о появлении новой творческой  индивидуальности, а вместе с этим и не дадут ему мандата на «свободное» проявление своих творческих задатков.

И тот же молодой писатель прекрасно знает, что достаточно ему написать десятка полтора скверненьких стишков или парочку средненьких рассказиков - и сразу же о нем заговорят, как о новой творческой личности.

Не важно, будут ли его ругать или хвалить. Важно, что статьи о нем начнутся со слов: «Творческий путь молодого писателя такого-то отмечен» и т.д., дальше пойдут неизменные лестные или нелестные сравнения этого нового молодого писателя с Толстым и Достоевским, с указанием, в чем он с ними совпадает и в чём расходится. Мандат на творческую личность получен. Можно расплеваться с редакциями, можно на законном основании перейти из «Дома печати» в «Дом Герцена», брать авансы и, сидя у себя в конуре, высасывать из пальца «свободные» рифмы и «обобщающие» образы. А ещё через некоторое время можно, сидя в пивной, жаловаться на строгости цензуры и писать письма Горькому о том, что в Советской России настоящему писателю трудно развернуться».

Брик О. М.,  Против «творческой» личности, журнал «Новый Леф», 1928 г.,  N 2, с. 12-14.

 


Работоспособность творческой личности