Сочинение сонета Эдуардом Багрицким за 5 минут по воспоминаниям Ю.К. Олеши

«И вот мы в университетской аудитории. Это аудитория из небольших, она набита битком, силуэты студентов видны даже наверху, у голубых окон. Распоряжается профессор, высокий, чёрный, кривой на один глаз, похожий на турка, - один из известных одесских профессоров-филологов. Я не помню подробностей, не помню, кто из нас имел успех, кто не имел успеха, однако мне запомнилось не то чтобы презрительное, но какое-то надменное выражение лица профессора. Он, привыкший говорить со студентами о Мильтоне, Гомере, Данте, Байроне, вынужден был в эти минуты видеть перед собой не более как одесских мальчиков - просто одесситов, которые, видите ли, тоже взялись за писание стихов. Иногда мне казалось, что он и самих стихов не слушает, а всё переваривает это обстоятельство, что вот, мол, вокруг каких-то молодых одесситов вьются стихи... Мне вовсе не хочется, чтобы в моём воспоминании этот профессор был отрицательным персонажем. Он и не заслужил этого. Это был самый обыкновенный профессор - необыкновенно было то, что перед ним стояла целая группа хороших поэтов: пойди оцени такое явление спокойно, пойди не восстань против него! И где-то ещё скребли кошки этого буржуазного профессора по той причине, что молодые поэты, сиявшие перед ним, были на стороне революции - с матроснёй, с кавалеристами в буденовках, с чекистами. Как бы там ни было, он восставал против нас и - что, безусловно, бросалось в глаза - оберегал своих студентов от наших чар.

- Байрон, - то и дело слышалось из его уст. - Байрон, когда он...
И следовало что-нибудь о Байроне против нас.
- Непревзойдённый Данте...
И что-нибудь против нас о Данте.
- Сонеты Петрарки...
- Сонеты   Петрарки? - переспросил  Багрицкий. - А хотите, я напишу сонет сразу, начисто? Конечно, Багрицкий не собирался вступать в соревнование с Петраркой... Его привела в  раздражение вышеуказанная надменность профессора, разозлила снобистская манера, с которой он произнес «Петрарки» с растягиванием звука «а».
- Да, да, - кивал поэт своей лохматой головой, - вот здесь, на доске, при всех напишу сонет без помарки.
- Ну, ну, хорошо, - сказал профессор, - вы как петушок, который...
- Какой там петушок! - взорвался Багрицкий. - Он меня похлопывает по плечу!
Это было невежливо по отношению к известному профессору, но в ту эпоху великой переоценки ценностей кто там следил за тем, что вежливо, а что не вежливо.
- Без помарки! Сонет в пять минут без помарки!
- Ах, даже в пять минут? - засмеялся профессор.
- В пять минут! Сейчас я объясню им, что такое сонет.
Стоя лицом к студентам, Багрицкий - уже с мелком в руке - повёл объяснение. Объясним и мы нашим студентам, что такое сонет. Сонет - это стихотворение, написанное с соблюдением особой, довольно трудной формы. Оно состоит из двух четверостиший и двух трёхстиший - всего четырнадцать строк. Рифмующиеся звуки первого четверостишия должны повториться и во втором. В трехстишиях рифмы хоть и не повторяются, но расставляются в определённом порядке. Дело даже не в рифмах, дело в содержании стихотворения: оно должно быть таким, чтобы соответствовать такому распределению мыслей: в первом четверостишии тезис, во втором антитезис, в двух трехстишиях вывод, положение, которое хочет доказать поэт.
- Может быть, какая-нибудь халтура и получится, - начал профессор, - но...
- Понятно? - спросил Багрицкий.
- Понятно! - ответил амфитеатр.
- Теперь дайте мне тему.
- Камень, - сказал кто-то.
- Хорошо, камень!
И атлет пошёл на арену.
- Может быть, какая-нибудь халтура и получится, - начал профессор, - но...
Тут же он замолчал, так как на доске появилась первая строчка. В ней фигурировала праща. Профессор понял, что если поэт, которому дали тему для сонета «камень», начинает с пращи, то он понимает, что такое сонет, и если он владеет мыслью, то формой он тем более владеет. Аудитория и профессор впереди неё, с серьёзностью сложивший на груди руки, и мы всей группой чуть в стороне от доски смотрели, как разгоралось это чудо интеллекта. Крошился мел, Багрицкий шел вдоль появляющихся на доске букв, заканчивал строку, поворачивал, пошёл вдоль строки обратно, начиная следующую, шёл вдоль неё, опять поворачивал... Аудитория в это время читала - слово, другое, третье и целиком всю строчку, которую получала, как подарок, - под аплодисменты, возгласы, под улыбку на мгновение оглянувшегося атлета.   
- Тише! - восклицал, профессор, поднимая руку. - Тише!
Сонет, написанный по всей форме, был закончен  скорее, чем в пять минут. На доске за белыми осыпающимися буквами маячил образ героя с пращой, образ битвы, образ надгробного камня. Через несколько дней произошло то, что профессор усомнился, так сказать, в правильности проделанного Багрицким эксперимента.
- Это заранее было подготовлено, - сказал он, - кто-то выкрикнул из аудитории заранее придуманную вами тему, и вы...
- Ну, хорошо, - как сейчас слышу глухой голос Багрицкого, - давайте сейчас, вот здесь, я напишу на другую тему. Ну на какую? Тогда был камень, давайте теперь пусть будет вода.
- Э! Хитрый, хитрый! Как раз противоположное! Это вы тоже придумали раньше! Вода, камень! Хитрый! У вас написан сонет на тему «вода»!Багрицкий махнул рукой, и мы пошли.
- Багрицкий! - раздался издали зов, когда мы прошли шагов пять - десять.
- Багрицкий!
Это звал профессор.
- Багрицкий!
И ещё громче:
- Багрицкий, ну, хоть оглянитесь!
Багрицкий шёл, не оглядываясь.
- Ну, хоть оглянитесь, мой друг! Ну, хоть оглянитесь!
Багрицкий оглянулся и помахал профессору рукой.
- Простите меня! - кричал профессор. - Я верю вам! Верю! Хоть и трудно поверить, но верю!
Трудно поверить, трудно! Непревзойдённый Данте...
Багрицкий, не дослушав, повернулся и пошёл дальше.
Всё дальше и дальше. Всё дальше и дальше».

Олеша Ю.К., Ни дня без строчки / Избранное, М., «Правда», 1987 г., с. 295-298.

 

Интеллектуальные умения и навыки по И.Л. Викентьеву