Только женского обаяния для актрисы недостаточно – случай О.Л. Книппер-Чеховой

Столкнувшись с творчеством великих актрис: В. Ф. Комиссаржевской, Элеонорой Дузе, О.Л. Книппер-Чехова начала что-то понимать про себя:

«10 лет я актриса, а, по-моему, я совсем не умею работать, создавать, как-то не углублялась, не относилась вдумчиво к себе и к своей работе. Хочется другого. Чувствую пустоту, неудовлетворенность и большую дозу избалованности; и когда чувствуешь, что молодость прошла, делается стыдно» […] Работала не так, как надо, все эти годы; мерещится что-то новое, но ещё не могу поймать, не могу справиться, то есть не новое, а то, что было много лет назад, а это Станиславский ломал в своём увлечении характерностью, чисто внешней. 10 лет я актриса и, кажется, работала как-то бессознательно, выезжала на так называемом своём обаянии. А теперь надо чего-то другого. Мучительно сознание, что много времени прошло даром, т. к. не умела глубоко и сосредоточенно работать…». 

Здесь недостаёт признания, что и жила, может быть, не так. На это уйдут ещё долгие-долгие годы».

Кузичева А.П., Мария Павловна Чехова и Ольга Леонардовна Книппер, в Сб.: Люди и судьбы. ХХ век: книга очерков, М., «ОГИ», 2002 г., с. 64.