Проблема клакёров / клаки в «Метрополитен опера» по описанию Рудольфа Бинга

Клакёр - театральный зритель, который за плату кричит «Браво!»,  громко аплодирует, вручает цветы одному артисту, либо засвистывает и т.п. другого... Группу клакёров обычно называют клакой. 

«Проблема клаки продолжала существовать и не могла быть решена моими записками. В конечном счёте я пришёл к убеждению, что пока в театре будут выступать итальянские певцы, не существует способа искоренить клаку: некий артист принимает кого-то из клакеров у себя дома, этот последний покупает билеты на стоячие места, и клакеры проходят в театр через обычный вход с настоящими билетами...

Самыми оскорбительными эпизодами в истории «Метрополитен» в мою бытность там были приёмы, которые одна артистка иногда устраивала в своих апартаментах для клаки, при этом исполняя для них одну или две арии. (Она называла клакеров «дети мои».)

Я никогда не был полным противником клаки. Во время такого прекрасного спектакля, как «Вертер» Массне в 1971 году, я понял, что опытная клака может помочь как публике, так и исполнителям, указывая нужные моменты для аплодисментов в опере, которая не шла в Нью-Йорке в течение шестидесяти лет.

Однако клака, нанятая для успеха одного артиста, вскоре становится угрозой для тех, кто не платит; зрители на стоячих местах, приветствующие госпожу Миланову, начинают изрыгать оскорбления по адресу её партнёра-тенора и других исполнителей.

Я нанял как-то частного детектива, чтобы он присоединился к очереди, ожидающей билетов на стоячие места, и распространял слухи (впрочем, не заходя слишком далеко) об упразднении в театре стоячих мест.  Если мы не можем уничтожить клаку, то можем контролировать её деятельность.

Сольные поклоны перед занавесом в конце каждой сцены или акта побуждают артистов соревноваться между собой, кто получит большее одобрение публики, и я решил запретить сольные поклоны и позволил исполнителям выходить на поклоны только всем вместе.  Я написал лорду Хэрвуду в «Ковент Гарден»: «Хотел бы попросить Вас о большой любезности. В течение десятилетий в «Метрополитен» существует ужасный обычай, состоящий в том, что после окончания действия или спектакля артисты сначала выходят перед занавесом на поклоны все вместе, а затем по отдельности, причем «знаменитость» выходит последней. Это облегчает задачу клаки, оплаченной и неоплаченной, продемонстрировать своё предпочтение. Считаю, что это крайне недостойная артистов процедура - стоять за занавесом и слушать, кто из них получил больше аплодисментов, чем другие; это пробуждает, как я уже говорил, самые низменные инстинкты у публики. Мне бы хотелось отменить этот обычай, и поэтому буду Вам признателен, если Вы сможете подтвердить мне, что сольные поклоны перед занавесом за очень редким исключением не практикуются в «Ковент Гарден»...»

Но, увы, Хэрвуд ответил телеграммой: «Будучи полностью согласен с Вами сожалею индивидуальные поклоны перед занавесом практикуются опере и балете «Ковент Гарден».

Тогда я отменил их по своей инициативе».

Рудольф Бинг, За кулисами «Метрополитен Опера», М., «Аграф», 2001 г., с. 223-224.