Учёт личного времени по А.А. Любищеву

Возможно построение планов «от имеющихся ресурсов» (например, от времени), возможно «от достойной цели».

Вот как об этом пишет Г.С. Альтшуллер:

«Жалобы на нехватку времени - главные жалобы XX века. Времени не хватает всем - даже бездельникам. Даже тем, кто «забивает» козла или часами подряд смотрит телевизор. Вместе с тем никто серьёзно не учитывает расход времени. О зарплате за прошлый год мы можем сказать с точностью до рубля. Но кто сможет сказать, сколько часов в прошлом году он потратил на творческую работу? на чтение? сколько часов было потеряно и почему? сколько часов «съел» телевизор? дорога?

В 1974 году в АзОИИТ я раздал слушателям второго курса табличку учёта времени […] Предупредил, что можно изменять и заполнять таблицу по своему усмотрению, таблица примерная. Попросил вернуть листки через неделю. Прошла неделя - ни один человек не сдал таблицу. Обычно домашние работы сдавали 70-75% слушателей, Я спросил - почему? После долгого молчания один слушатель встал и сказал: стыдно сдавать таблицу...

Несделанное мы оправдываем нехваткой времени. Между тем всегда есть большие резервы времени. Любищев умел использовать даже «трамвайное» время: у него всегда был запас книг карманного формата для чтения в дороге. Были книги для командировок и поездок (одно время он много разъезжал). Впрочем, что говорить о потерянном времени, если, как правило, нет представления о том, что такое полезно потраченное время. Именно этот вопрос вызвал наибольший интерес у слушателей АзОИИТ при обсуждении вопроса о не сданных таблицах. Как ни печально, обычно нет ни плана на жизнь и пятилетку, ни ближайших планов на год, на месяц.

Вероятно, самое ценное в системе Любищева в том, что она заставляет осмыслить свою жизнь, наметить систему целей, систему работ. Система жестока: она заставляет вести правдивый учет. Приписать лишние часы - значит признать свою малую мощность: ушло много времени на небольшую работу - от тупости, что ли? Убавить часы - значит зафиксировать лень или плохую организованность: куда пропало время?..

Я довольно долго придерживался такой системы. Началось это в 9-м классе: стал вести учет прочитанных страниц. Постепенно довел план от 100 до 300 страниц в день. Обнаружил, что гоню план по валу: слишком много «лёгкого» чтения. Переключился на запись часов, и сразу сработала система: пришлось задуматься над тем, что такое «полезное время» и что такое «потери», а этого не скажешь, если не сформулированы цели жизни и нет системы планов. Очень скоро выяснилось, что система не позволяет ни убавлять, ни прибавлять время. Надо либо отказаться от системы, признать свою беспомощность (и тогда ни на что нельзя претендовать), либо начать борьбу с потерями времени… и втянуться в систему. Я вёл учёт времени (он даже в деталях совпадает с той формой, которой придерживался Любищев) лет 15 - до 1956 г. В том числе - 4,5 года на севере. В хорошие годы выходило по 12-13 часов в сутки, это очень  много. На севере в среднем по 7 часов в день - и это было несоизмеримо труднее обычных 12-13 часов. После этого я не могу с сочувствием слушать разговоры о нехватке времени. Перестал я вести учёт, когда увидел, что уже не надо записывать, я просто чувствую движение времени, выработалось такое качество. Знаю, сколько «стоит» та или иная работа. Чувствую полезную загруженность времени, и если она мала - это воспринимается как состояние физического дискомфорта».

Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 354-355.

Вот пример выработки «навыка ощущения времени»:

«Несомненно, что с годами у Любищева от непрестанного слежения за временем выработалось специальное чувство времени: биологические часы, тикающие в глубинах нашего организма, стали у него органом и чувства, и сознания. Я сужу по записям о наших с ним беседах, они отмечены со всей точностью: «1 ч. 35 м., 1 ч. 50 м.», - при этом он, разумеется, не смотрел на часы. Мы с  ним гуляли, я провожал его, и каким-то внутренним взором он чувствовал бег стрелки по циферблату, - поток времени был для него осязаемым, он как бы стоял посреди этого потока, ощущая его холодные струи».

Гранин Д.А., Эта странная жизнь,  Тольятти, Фонд «Духовное наследие»; Центр информационных технологий, 2002 г., с. 30.