Постановка себе сложных задач - приём самосовершенствования по С.Т. Рихтеру

В 1985 году Альфредом Шнитке написал в журнале «Музыка в СССР»:

«… Рихтер натура универсальная, и, оценивая его как пианиста, невозможно отрешиться от остальной его деятельности. Может быть, он столь велик как пианист именно потому, что он больше чем пианист - его проблемы располагаются на уровне более высоком, чем чисто музыкальный, они возникают и решаются на стыке искусства, науки и философии, в точке, где единая, ещё не конкретизированная словесно и образно истина выражается универсально и всеобъемлюще. Ординарный ум обычно ищет решения проблемы на её же плоскости, он слепо ползает по поверхности, пока более или менее случайно, путём проб и ошибок не найдёт выхода. Ум гения ищет её решения в переводе на универсальный уровень, где сверху есть обзор всему и сразу виден правильный путь. Поэтому те, кто бережёт своё время для одного дела, достигают в нём меньшего, чем те, кто заинтересован смежными делами, - эстетическое зрелище последних приобретает дополнительное измерение, они видят больше, правильнее и объемнее...»

Цитируется по книге: Беседы с Альфредом Шнитке / Состав. А.В. Ивашкин, М., «Классика XXI», 2005 г., с.198.

 

Другое свидетельство:

«Были годы, когда мы с ним много играли одну и ту же программу. И когда казалось, что сделали всё возможное - хотя чем дальше, тем сложнее и тяжелее задачи, которые возникали и накапливались во время репетиций, - вдруг возникала идея прекратить гастролировать с этой программой. Понятно, что мы могли открыть ещё много нового, но в то же время концерт ради концерта был уже неинтересен.

Концерт как  высшая творческая ступень - вот что волновало. Сцена давала возможность довести до максимума творческую температуру, а просто повторять достигнутое было скучно. В этом смысле Рихтер был самим воплощением творчества. […]

Рихтер ставил перед собой такие задачи всю жизнь. Есть знаменитый случай, когда он сыграл Нейгаузу какую-то сонату Скрябина вечером накануне консерваторского конкурса имени Скрябина.

Нейгауз его очень похвалил. А назавтра на конкурсе он исполнил совсем другое сочинение, не то, которое играл Нейгаузу. Объяснил это тем, что раз Нейгауз не стал критиковать его исполнение и ему очень понравилось, то играть ещё раз уже не имеет смысла, и поэтому он всю ночь учил другое произведение, чтобы победить вчистую».

Башмет Ю.А. , Вокзал мечты, М., «Вагриус», 2003 г., с. 96-97.

 

Каждый раз делать по-новому – приём самосовершенствования по С.Т. Рихтеру