Достижение совершенства и стратегия Автора – оценка Ю.А. Башмета

Композитор Гия Канчели написал «Стикс» - концерт для альта, смешанного хора и оркестра…

«Стикс», написанный к концу 1999 года, к концу века, - просто фантастический подарок. Должен чистосердечно признаться, я сразу решил, что сделаю всё возможное, чтобы произведение прозвучало как можно быстрее. До 2000 года. Я хотел поделиться им с московскими любителями музыки, с Большим залом консерватории. И это получилось. Прекрасно был подготовлен хор консерватории под управлением Бориса Тевлина, очень ответственно отнёсся оркестр, встретившись с таким изумительным дирижером, как Джансуг Кахидзе. В общем, всё как-то удачно совпало.

Мне кажется, что на сегодняшний день Гия достиг какой-то опасной черты. Потому что если человек достигает такой гармонии, то ему дальше ничего не остаётся делать, как начинать где-то опять её разрушать, чтобы снова творить и дальше фантазировать.

Дело в том, что мастерство его, человеческий опыт, мелодический талант и такой бешеный сегодня взлёт популярности (и на Западе тоже) - всё сейчас в полном соответствии. Может быть, я немножко преувеличиваю, но думаю, что всё ему удаётся с легкостью Моцарта и Пушкина. В «Стиксе» много очень интересных находок. Например, когда альт в унисон с хором, но при этом флажолетами, «насвистывает» ту же красивую мелодию. Это что-то заоблачное, нигде раньше такого не слышал.

Образом Стикса, реки, разделяющей в греческой мифологии царство живых и царство мёртвых, Гия дал ключ к ясному построению своего сочинения: хор поёт о прошлом, обратившемся в  незыблемую вечность, оркестр вторгается буйными звуками земного настоящего, а альт поёт голосом души о страдании и трепете живущего на неизбежном пересечении двух миров».

Башмет Ю.А., Вокзал мечты, М., «Вагриус», 2003 г., с. 154-155.

 

Система новых целей настоящей Творческой личности

 

 Наши правила, включая обсуждение видео на YouTube