Модель идеологии различных обществ по Н.М. Амосову

«История человечества - это поток самоорганизации отношений, со сменой идеологий. Последовательно сменялись права сильных, знатных, богатых и, наконец, пролетариев, допуская внутри элит каждого класса как диктатуру, так и демократию. Неизменным оставалось только творчество: накапливалась информация, усложнялись техника и труд, распространялось образование.

Вот только мечты философов, чтобы им самим управлять государством, так и не сбылись!

Идеология. Остановимся на формализации понятия «идеологии». Заявляю сразу: не существует «биологичной, естественной идеологии». Все варианты - продукт творчества и самоорганизации. Очень обобщенно я представляю идеологию как точку в системе четырёх главных координат.

Первая - «X» - собственность на средства производства в виде процентов частной и государственной (или - общественной). Есть корреляция с неравенством.

Вторая - «У» - координата власти - по условной шкале «процента свобод и прав» - от тоталитаризма до плюралистической («народной») демократии.

Третья координата - «М»: «материализм или Бог». Как будто религия не несёт экономической нагрузки, но она определяет мораль. Без неё экономика, да и политика несостоятельны. Условная шкала для измерения морали - показатели преступности, благотворительности и экология. Мораль касается богатых и бедных обществ. Содержание морали: заповеди от Моисея и дополнение от Христа - непротивлением злу насилием, добротой и всепрощением. Ценности заповедей менялись в ходе развития общества. Совесть, долг, честь - не кради, не лги - остались, тем более - «не убий», а супружеская верность отошла на задний план.

Четвёртая координата - «Z», собственно говоря, не является идеологической - но, тем не менее - она самая важная. В ней отражён уровень экономики, например, ВВП на душу. С ним коррелирует много показателей, влияющих на идеологии (X и У), и прежде всего богатство, уровень образования и характер труда. Они определяют распределение и значимость потребностей и притязаний.

Например, «самое бедное» общество. Культура - минимум: неграмотность. Расслоение по доходам - огромное. Реализован такой порядок в уменьшении значимости потребностей для народа: Голод - Еда, семья, безопасность, Общение - в очень узком кругу. Притязания: выжить даже ценой тяжёлого труда. Свобода? - Абстракция, нет притязаний. Сопереживание? Только близким. Господствуют подчинённость и страх перед властями.

Вот как выглядит противоположный полюс: «богатое общество». Например - «Золотой миллиард». Высокие технологии, большой доход. Образование - приближается к высшему. Информация со всего мира. Минимум физического труда. Принадлежность к группам по интересам, партиям, идеологиям: «свободное общество». Соответственно, шкала приоритетов потребностей: потребление, вещи. Общение, свобода самовыражения, собственное достоинство, любознательность - интерес к миру. Притязания по всем потребностям постоянно расширяются по мере возрастания богатства и информации. […]

В связи с тоталитаризмом не могу удержаться, чтобы не привести «Советы тиранам», извлечение из «Политики» Аристотеля в изложении Б. Рассела:

1. Предотвращать возвышение любого человека, если нужно, то и казнить.
2. Запретить совместные обеды, всякие сборы и любое образование, способное вызвать оппозиционные чувства.
3. Взять всю общественную жизнь под надзор.
4. Нанимать шпионов.
5. Сеять раздор и приносить обещания подданным.
6. Держать всех занятыми: строить общественные здания.
7. Вести войны, чтобы народ нуждался в вожде перед лицом врага.

Как видим, советы вполне современные: очень «психологичные» и пригодные для диктаторов».

Амосов Н.М., Моё мировоззрение, М., «Аст»; Донецк «Сталкер», 2003 г., с. 58-59 и 67-68.