Живопись как времяпрепровождение по Уинстону Черчиллю

«Лечение человека, который долгое время занят различного рода напряжённой и ответственной работой, предполагает освобождение его от волнений или умственной перегрузки. Некоторые рекомендуют физические занятия, другие покой. Одни советуют путешествовать, другие - отдыхать. Кто-то хвалит одиночество, кто-то празднество. Все эти средства, без сомнения, зависят от темперамента личности.

Но общим и постоянным элементом всех этих рекомендаций является смена занятий. Эта смена - ключ ко всему. Если человек в течение продолжительного времени занимается какой-то одной работой, он, в конце концов, может истощить определённую часть своего сознания, точно так же, как он может износить налокотники своего пальто, постоянно касаясь ими всех окружающих предметов. При этом существует разница между живыми клетками мозга и неодушевлёнными предметами. Можно легко восстановить потершиеся участки пальто, отдав его в починку. Но уставшие участки мозга нельзя восстановить простым отдыхом, необходимо использовать другие участки сознания. Недостаточно только отключить свет в пространстве, где действуют главные и обычные интересы, нужно осветить новые области интересов. Нет смысла давать уставшим «духовным мускулам» такие обещания, как «я предоставлю тебе отдых», «я пойду на прогулку» или «я лягу и не буду ни о чём думать». Сознание останется таким же уставшим, как и прежде. Если оно занималось сравнением или оценкой, оно так и будет сравнивать и оценивать. Если оно подвергалось волнениям, оно так и будет волноваться. Только тогда, когда станут действовать новые клетки, сознание получит отдых, успокоение и восстановление сил. Один талантливый американский психолог сказал: «Волнение - это спазм эмоций, это состояние, когда сознание озаботилось чем-то и не может от этого освободиться». Бесполезно спорить со своим сознанием, когда оно в таком состоянии. Следует осторожно включить нечто другое в его конвульсивные усилия. И если это другое будет выбрано правильно, если оно поможет осветить иную область интересов, то постепенно, а может быть, и очень быстро старый ненужный спазм пройдёт и начнётся процесс восстановления и выздоровления.

Именно поэтому для многих людей так важны различные виды хобби или смена интересов. Но этот процесс не может произойти немедленно, по требованию какой-то воли или желания. Возникновение новых, альтернативных духовных интересов - это долгий процесс. Семена следует выбрать с большой осторожностью, и они должны упасть на благодатную почву, и быть старательно взращены, чтобы, наконец, плоды созрели к тому времени, когда они понадобятся. Для тех, кто хочет быть действительно счастливыми, нужно иметь два или три занятия одновременно, и все они должны быть настоящими. Причём не следует откладывать их на старость, говоря «я когда-нибудь буду интересоваться тем-то и тем-то». Это будет только увеличивать напряжение духовных усилий. Человек может обзаводиться знаниями и умениями различных занятий, которые не связаны с его повседневной работой. Нет необходимости делать только то, что вам нравится; надо, чтобы вам нравилось то, что вы делаете. Вообще говоря, человечество можно разделить на три типа: тех, кто трудятся до смерти, тех, кто беспокоятся до смерти, и тех, кому скучно до смерти. Бесполезно рекомендовать работнику физического труда, который в поте лица своего трудится всю неделю, поиграть в субботу в футбол или баскетбол. И также бесполезно предлагать политику или бизнесмену, который в течение шести дней занимается серьёзными вещами, в уикенд заняться какими-то пустяками.

Для тех несчастных людей, которые добиваются всего, чего они хотят, которые исполняют любой свой каприз и добиваются любого объекта своих желаний, всякое новое удовольствие представляет собой всего лишь ещё один момент пресыщения. Они понапрасну носятся с места на место, пытаясь избежать мстящего за себя состояния скуки, занимаясь болтовней или бессмысленной переменой мест. Для них единственный путь - это строгая дисциплина.

Можно полагать, что все разумные, творческие и полезные люди могут быть разделены на два вида: первые, для которых работа это работа, а удовольствие это удовольствие, и вторые, для которых работа и удовольствие это одно и то же. Большинство людей относится к первому типу. Все они стремятся к компенсации. Им необходима награда за длительные и изнурительные часы, проведенные в офисе или на предприятии, и чаще всего это проявляется в желании самых простейших видов удовольствий. Но богатство счастливых людей иного вида. Их жизнь представляет собой естественную гармонию. Для них часы работы никогда не кажутся слишком долгими. Для них каждый день - это праздник, а обычный праздник приносит неудовольствие как нарушение всепоглощающего призвания. Для обоих этих типов людей альтернативные взгляды, изменение обстановки, развлечения в одинаковой степени необходимы. Вполне возможно, что те, для кого работа является удовольствием, это люди, которые не в состоянии периодически изгонять мысль о работе из своего сознания. […]

Я должен сослаться на свой личный опыт. Когда в мае 1915 года мне пришлось покинуть Адмиралтейство, я оставался членом кабинета и членом Военного совета. В этой ситуации я знал буквально всё, но не мог делать абсолютно ничего. Как у рыбы или ныряльщика, которые всплывают из глубины, мои вены буквально разрывались от давления. Я обладал огромной потребностью действовать, но не имел средств реализовать её; я имел страстные убеждения, но обладал слишком слабой силой, чтобы приводить их в действие. Неожиданно у меня появилась масса свободного времени. В то время, когда всеми фибрами моей души я стремился к действию, я оказался свидетелем трагедии, которая разыгрывалась передо мною. И тогда, чтобы спасти меня, ко мне пришла Муза живописи - отчасти из милосердия, отчасти из рыцарских побуждений - и спросила: «Тебе нравится эта забава? Некоторым она очень нравится».

Мои воскресные занятия с коробкой красок для детей заставили меня на следующее утро обзавестись всем необходимым для живописи маслом».

Уинстон Черчилль, Живопись как времяпрепровождение, цитируется по книге: Шестаков В.П., Уинстон Черчилль. Интеллектуальный портрет, М., «Форум», 2011 г ., с.  123-125 и 130-131.