Деградация царской семьи

«Величественно входила в небольшой копенгагенский порт тёмно-синяя красавица - яхта «Полярная звезда», окаймленная по борту массивным золотым канатом. Перед ней бледнела её соперница, стоявшая тут же на рейде, - яхта английской королевы Александры, сестры  Марии Фёдоровны.  Радостно билось каждый раз сердце при виде родных русских людей - гвардейских матросов, таких могучих загорелых ребят с обнажёнными шеями и лихо заломленными набекрень фуражками георгиевскими ленточками.

- Здорово, братцы! – И в этом русском приветствии и в дружном ответе откликалась родная сторона. Срок службы во флоте был в ту пору семилетним, и потому каждый год встречались те же лица.

Быть может, и этим русским ребятам казалось приятным встречать за границей всё того же «своего офицера», и я постепенно стал ощущать при встрече с ними те же чувства, что когда-то в своём уланском эскадроне. Эту идиллию разрушил мой коллега Петров, знавший в совершенстве морские порядки.

- Вот посмотри на этих людей; они как будто ве-ер-но-по-од-данные (Петров, от природы заика, любил шутливо бросаться установленными монархическими трафаретами), а-а в ду-уше он-и-и уже х-хорошо под-г-о-отов-лены к-к революции. Императрица по приходе в Копенгаген отправится, как ты знаешь, со своей сестрицей-королевой на дачу в Видёрэ и будет счастлива забыть на время всякие придворные и служебные дела. Но на «Полярной звезде» будет не до отдыха. На неё будут свозиться сотни и тысячи ящиков с заморскими винами и самыми дорогими парижскими консервами, благо на них в Дании пошлины нет. Все эти ценные грузы поставляются крупными датскими торговыми фирмами и оплачиваются банками, в которых открыты текущие счета для всей придворной челяди, до горничных и выездного бородача казака включительно. Все они являются контрагентами питерских и московских магазинов Смурова и Елисеева, и мы с тобой подозревать не будем, угощаясь на Морской французским сыром и дорогим ликёром, что все эти заморские деликатесы доставила к нам «Полярная звезда». Её экипаж, все эти здоровенные гвардейские молодцы, вернувшись из плавания и пришвартовавшись к набережной в Кронштадте, должны будут на своих спинах проносить контрабанду мимо таможенного чиновника, заявляя, что все эти тысячи тонн консервов предназначены для «её величества». Они ответят улыбкой на многозначительную улыбку таможенного чиновника - блюстителя интересов нашей Русской казны.

- Но ведь это же возмутительно! Что же смотрит начальство на яхте? Я пойду сам с ним объясняться, - заявил я.

Старший офицер на яхте - этот истинный хозяин всякого военного судна - капитан 2 ранга Заботкин разделил отчасти моё негодование. - Таможня-то таможней, - сказал он, - но ведь мы, кроме того, ежегодно рискуем потерять самоё яхту на обратном рейсе. Из-за перегрузки она садится в воду чуть ли не до самого золотого каната, и волна гуляет как хочет по палубе. Я просил императрицу разрешения установить хотя бы какую-нибудь норму для всякого пассажира, но получил категорический отказ. «Что это вы вздумали ломать установленный порядок», - оборвала меня императрица. - Вот видишь, - злорадствовал Петров, - я был прав. Опять один, хоть, правда, и небольшой, тупик. Сами ведём революционную пропаганду».

Игнатьев А.А., Пятьдесят лет в строю, М., «Захаров», 2002 г., с. 258-259.