Инструкция по работе с Контекстной панелью

Основание Академического университета в Санкт-Петербурге и первое поколение русских ученых

Был основан Петром I в 1724 году в составе Петербургской Академии наук.

В 1758-1765 годы ректором Академического университета стал М.В. Ломоносов. С его смертью университет фактически прекратил своё существование...

«…из семинарии и Ломоносов, и Тредиаковский выбирали студентов для первого учебного заведения - так называемого Академического университета, небольшого учебного заведения при Академии наук. Число студентов бывало невелико, несколько десятков, но то, что их отбирали такие люди, как Ломоносов и Тредиаковский, привело к поразительной вещи - почти все студенты стали крупными учёными. Оттуда вышли Поповский, Барков, Крашенинников - тот, который описал Камчатку, Румовский - астроном, Барсов - создатель прекрасной грамматики, которую недавно издал профессор Б. А. Успенский из Московского университета. Карамзин, который был учеником Барсова, назвал его «великим мужем русской грамматики». Это целое поколение учёных.

Этa среда давала людей науки, но не только - поэтов тоже. Поповский был прекрасным поэтом. Особенно колоритная фигура Барков - самый любимый, самый талантливый ученик Ломоносова, прекрасный поэт, латинист, прекрасный переводчик, он рано заболел тем, чем болела эта среда, - пьянством.  […]

Другое учебное заведение, которое давало кадры людей, выходящих к сознанию (я сейчас не о профессии говорю, а о новом уровне душевного строя), - Московский университет. Он был создан усилиями Ломоносова и в значительной мере наполнен выпускниками Академического университета, а также иностранцами.

Ни в коей мере не следует поддаваться соблазну и бросать, как сейчас часто делают люди мало осведомленные, камень в адрес иностранцев, которые приезжали с педагогическими целями в Россию. Были среди них, конечно, и Вральманы из «Недоросля», но были и такие великие люди, как Эйлер, Бернулли. Вообще многие из них внесли ценный вклад, огромный вклад в развитие и русской географии, и экономики, и филологии, юридических наук, особенно медицины. Из Московского университета, где были образованы две гимназии, два пансиона - один для благородных, другой для разночинцев (но учились они по одной программе, сидели за одними партами), - вышел большой отряд людей, которые влили в культуру сознание. Но при этом надо иметь в виду, что университет, который много дал, вместе с тем был в своих возможностях очень ограничен. Правда, у него было крупное преимущество, и наверное, этим мы обязаны Ломоносову, - в университет можно было попасть и сыну крепостных крестьян. Это было трудно, для этого надо было получить отпускную от помещика, - отпускная хранилась в канцелярии университета, как у нас аттестаты хранятся, и выдавалась при окончании».

Лотман Ю.М., Культура и интеллигентность/ Воспитание души, СПб, «Искусство-СПб», 2003 г., с.495-496.