Творческий распорядок дня Петера Рубенса

Свидетельствует французский художник и гравёр Роже де Пиль:

«Казалось бы, многое в его жизни отвлекало от регулярных занятий, тем не менее жил он очень размеренно. Он вставал всегда в четыре часа утра и обязательно начинал день слушанием мессы, чему могла помешать только подагра, сильно ему досаждавшая; потом он принимался за работу имея всегда при себе наёмного чтеца, читавшего ему вслух какую-либо хорошую книгу, обычно Плутарха, Тита Ливия или Сенеку. […]

Он необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба здоровью. Так, он очень мало ел за обедом, боясь, как бы жар, причиняемый мясной пищей, не помешал его усердию и, с другой стороны, как бы усердные занятия не помешали перевариванию мяса.

Он работал таким образом до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город. По возвращении с прогулки он обычно находил у себя дома нескольких друзей, пришедших отужинать с ним вместе, умножая тем самым застольные удовольствия».

Питер Пауль Рубенс. Письма. Документы. Суждения современников. М., «Искусство», 1977 г., с. 377.