Домашняя работа женщин, как тормоз их творческого развития по Симоне де Бовуар

«… женщине не суждено совершенствовать мир; ведь она постоянно имеет дело с домом, комнатами, грязным бельём и паркетом, то есть с вещами, не подверженными изменениям. Её задача - постоянно изгонять из них злое начало. Она борется с пылью, пятнами, грязью, противостоит греху, сражается с сатаной. У неё невесёлая судьба: ей не дано познать стремления к положительной цели, её удел - без устали отражать происки врага.

Нередко женщина-домохозяйка смиряется с этим, подавляя бессильное бешенство. Говоря об этом явлении, Башлар употребляет слово «злоба», то же слово встречается в трудах психоаналитиков. По их мнению, свойственное домохозяйкам неистовство представляет собой форму садомазохизма.

Сущность мании или порока заключается в том, что они заставляют свободного индивида стремиться к тому, чего он в действительности не хочет. Чем ненавистнее одержимой хозяйке её постоянная борьба с грязью и злом, отсутствие в её жизни положительных устремлений, тем яростнее она выполняет свои обязанности, тем выше оценивает значение своей судьбы, которая, в сущности, вызывает в ней протест. Её война с мусором, возникающим в результате любой жизнедеятельности, перерастает в войну с самой жизнью. При виде живого существа, входящего в её владения, в глазах у неё загорается недобрый огонёк. «Вытирай ноги, не переворачивай всё вверх дном, не трогай это». Если бы она могла, она запретила бы членам своей семьи дышать, такая угроза таится для неё даже в дыхании. Все, что происходит вокруг, может обернуться для неё новым, неблагодарным трудом, например, если падает ребёнок, значит, придётся чинить его разорванную одежду.

Поскольку она постоянно сталкивается с процессами разложения и вынуждена заниматься работой, не имеющей конца, она теряет любовь к жизни, взгляд её становится тяжёлым, выражение лица - серьёзным и озабоченным, она живет в постоянной тревоге и ищет спасения в осмотрительности и скупости. Окна она не открывает: вместе с солнцем в дом могут попасть насекомые, микробы и пыль. К тому же солнце портит обои; старые кресла закутаны в чехлы и посыпаны нафталином; если их открыть, они выцветут. Даже демонстрируя свои сокровища гостям, она не испытывает настоящего удовольствия: вещи, выставленные на всеобщее обозрение, могут потерять свой блеск. Постепенно её настороженность перерастает в подозрительность и даже враждебность ко всему живому. […]

Почти невозможно определить, сколько времени реально уходит на домашние заботы. Недавно проведенный опрос (опубликованный в 1947 году в газете «Комба» за подписью С. Эбера) свидетельствует о том, что замужние женщины посвящают домашней работе (уборке, закупке продуктов) около трёх часов сорока пяти минут в будние дни и около восьми часов в выходные дни, то есть тридцать часов в неделю. Это составляет три четверти рабочего времени работницы или служащей. Если домашняя работа добавляется к профессиональным занятиям, она превращается в непосильное бремя; если же женщина занимается только ею, она не слишком обременительна. (Следует учесть, кроме всего прочего, что работница и служащая в противоположность домашней хозяйке тратят время на транспорт.)

Уход за детьми, особенно если их много, значительно увеличивает количество работы, выполняемой женщиной, в бедных семьях матери целыми днями хлопочут до изнеможения. И напротив, женщинам из обеспеченных слоев населения, которые имеют возможность нанимать прислугу, почти нечего делать.

Однако за безделье они расплачиваются скукой, из-за которой многие из них придумывают себе немыслимо сложные обязанности, более изнурительные, чем работа по какой-либо специальности. Одна из моих подруг, у которой бывали приступы нервной депрессии, говорила мне, что, когда она хорошо себя чувствует, она справляется с домашними обязанностями играючи и у неё остается время для занятий, требующих значительно больше сил и внимания, Когда же из-за приступа неврастении эти занятия становились для неё недоступными, она целыми днями возилась с хозяйственными делами и все равно не могла их переделать. Самое грустное заключается в том, что у этой работы нет длительно существующего результата. Женщина склонна видеть в ней самоцель, и чем больше сил и времени она отдает этой работе, тем сильнее эта склонность». 

Симона де Бовуар, Второй пол, Том 1 и 2, М., «Прогресс»; СПб «Алетейя», 1997 г., с. 503 и 509.

 

Замечу, что описанные выше эффекты, возможно, встречаются, но их влияние на развитие творческих способностей явно преувеличено Симоной де Бовуар…

 

Умение переключаться у Маргарет Тэтчер