Избалованность и капризы обеспеченных государством артистов по оценке Милоша Формана

При съёмках фильма Амадей» / Amadeus о Моцарте, было запланировано участие чешских артистов из государственного театра. Американский хореограф  Туайла Тэрп полетела в Прагу для просмотра артистов для постановки танцев в оперных фрагментах...

«Спустя несколько дней в три часа утра меня разбудил её телефонный звонок; она была в ярости.

- Милош, я ухожу из фильма! Хватит с меня Праги и всех здешних маэстро! Я уезжаю!

Она хорошо выбрала время для звонка. Я был слишком сонным и растерянным, чтобы накричать на неё, или обидеться, или сделать что-нибудь ещё, что я сделал бы, если бы находился в нормальном рабочем состоянии; ей просто повезло, что я ещё не пришёл в себя. Я лежал в постели с трубкой возле уха, и мной овладевала глубокая тоска.

- Скажи же что-нибудь, Милош, чёрт возьми! - сказала она.

Я не знал, что ответить. Я чувствовал себя таким раздавленным, что вообще не хотел разговаривать.

- Почему ты молчишь? Алло? Милош? Ты здесь?

- Что ты хочешь услышать, Туайла? Если ты уходишь от нас, то что я могу сделать?

Теперь уже Туайла чуть не плакала; но потом она выговорилась и немного успокоилась.

Вот что случилось. Когда Туайла приехала в Прагу, её отвезли в Национальный театр посмотреть лучших певцов и танцоров страны.

Все они отнеслись к ней с презрением. Они вели себя так, как будто она была им чем-то обязана, они едва снисходили до разговора. Ей в жизни не приходилось видеть такое скопище примадонн. В Чехословакии артист, попавший в Национальный театр, обеспечен синекурой до конца дней. Люди начинают называть его «маэстро», и всё, что он делает для простых смертных, становится одолжением с его стороны. Разумеется, этому артисту уже незачем идти на творческий риск.

Туайла приехала в Прагу не за одолжением. Она привыкла к тяжёлому труду и жила своей работой. Она не была расположена тешить самолюбие второразрядных артистов, которых она не могла уважать.

Когда она всё рассказала мне, я позвонил своему другу в Праге Яну Шмидту и попросил его отвести Туайлу в городской театр оперетты, где танцоры ещё не отвыкли от упорного труда, а успех ещё не вскружил им головы. Нам нужны были не «артисты», а профессионалы. В конце концов Туайла осталась очень довольна чешскими танцорами. И её работа в фильме была совершенно замечательной».

Милош Форман и Ян Новак, Круговорот, М., «Вагриус», 1999 г., с. 338-339.