Неудавшийся полет на Северный полюс Соломона Андре

«... шведский инженер был опытным аэронавтом. Во время одного из полётов на воздушном шаре он достиг огромной высоты - 43.87 метров, а в другом - пролетел 400 километров с рекордной, умопомрачительной для того времени скоростью - 107 километров в час. В пробных полётах Андрэ, используя гайдропы и паруса, действительно удавалось лавировать и даже добиться отклонения шара на 30-40° от направления ветра. Полёт со Шпицбергена до Берингова пролива, по расчётам Андрэ, должен был продолжаться около шести суток. А возможный штиль, а возможный встречный ветер, который отбросит шар назад?

Андрэ хотел иметь запас времени - по проекту шар должен был продержаться в воздухе не менее 30 суток. К сожалению, добиться необходимой непроницаемости оболочки, видимо, так и не удалось. Воздухоплавателей было трое: Соломон Андрэ, Нильс Стриндберг, Кнут Френкель. На случай вынужденной посадки и возвращения по дрейфующим льдам они взяли с собой запас продовольствия на три с половиной месяца, лодку, сани. Радио ещё не было изобретено, и возвестить о покорении полюса или о судьбе экспедиции должны были... почтовые голуби, которые тоже отправлялись в путешествие на воздушном шаре. Кроме того, Андрэ взял несколько буйков, которые предполагалось сбрасывать во время полёта, вкладывая в них записки. […]

11 июля 1897 года. 13 часов 46 минут. Старт! Сильный южный ветер. Воздушный шар медленно поднимается, раскачиваясь из стороны в сторону. Внезапно с высоты 50 метров он резко ныряет вниз, видимо попав в воздушный вихрь. Гондола почти наполовину погружается в воду. Провожающие видят, - как Андрэ и его товарищи сбрасывают мешки с балластом. Шар резко взмывает вверх.

- Канаты остались на берегу! - неожиданно кричит кто-то... Вероятно, гайдропы при подготовке старта были перекручены. И вот теперь две трети их длины просто-напросто отвинтились. «Остроумное соединение», навязанное Андрэ критиками, подвело. Весь план нарушен уже в самом начале, теперь шар почти неуправляем.

«Орёл» уносит аэронавтов в бескрайние ледяные просторы - туда, где никто не сможет им помочь. Конечно, Андрэ мог немедленно совершить посадку. Но это было никак не в его характере. Первый в истории полёт над Северным Ледовитым океаном начался...

Через четыре дня Уле Хансен - шкипер норвежской промысловой шхуны «Алкен» - заметил какую-то странную птицу, за которой гнались две полярные чайки. Птица села на гафель судна, и шкипер - ему показалось, что это куропатка, - застрелил её. Птица упала за борт, и все решили, что не стоит спускать лодку только для того, чтобы подобрать её. Несколько часов спустя «Алкен» встретила другое норвежское судно, и шкипер Хансен узнал о полете Андрэ, о голубях-почтальонах.

Искать в океане крохотный комочек перьев - занятие совершенно безнадёжное, но Хансен вернулся и приказал - невзирая на общий ропот команды - спустить две шлюпки. Через несколько часов благодаря истинно скандинавской настойчивости матросы нашли «куропатку». Под одним из перьев хвоста, в гильзе, залитой парафином, была» маленькая записка:

«От полярной экспедиции Андрэ... 13 июля. 12.30 пополудни. Широта 82°2. Долгота 15°5 остовой. Хороший ход на восток, 10° к югу. На борту все благополучно. Это третья голубиная почта. Андрэ».

Как стало ясно, за двое суток шар пролетел всего около 250 километров... Голубь, подстреленный Хансеном, оказался единственным, который сумел доставить почту. Проходили дни, недели, месяцы... Только через два года дошли вновь до мира известия от шведских воздухоплавателей: на северном побережье Исландии был найден буёк Андрэ с запиской; в 1900 году - ещё один. Но оба они были выброшены ещё в день старта:

«...парим сейчас на высоте 600 метров. Превосходно! Андрэ, Стриндберг; Френкель»,

«...Полёт протекает приблизительно на высоте 250 метров... отправлены четыре почтовых голубя... Прекрасная погода. Состояние духа превосходное. Андрэ, Стриндберг, Френкель».

Обстоятельства полета прояснились в 1930 году, когда норвежское судно, «Братвог» обнаружило последний лагерь Андрэ на острове Белом у восточного побережья Шпицбергена. То лето было необыкновенно теплым в Арктике, и ледник, который укрывает остров, временно отступил, приоткрыв ледяную могилу воздухоплавателей. Андрэ и Френкеля смерть, по-видимому, застигла почти одновременно. Их останки найдены в палатке. Рядом - спальный мешок, примус, который и через 33 года был готов к действию. Стриндберг умер раньше - его тело захоронено в груде камней метрах в тридцати от лагеря. На теле Андрэ нашли дневник, который, хотя и не полностью, удалось прочитать. Более того, удалось проявить и отпечатать фотоплёнки, пролежавшие подо льдом треть века! В дневнике нет и ноты отчаяния, только вскользь упоминает Андрэ о роковой потере части гайдропов. Вначале шар летит по направлению к северо-востоку на высоте 500-600 метров. Воздухоплаватели пытаются удлинить гайдроп балластным канатом. Под ними облака.

Потом шар входит в тень тучи, газ охлаждается, и уже через несколько минут после этого гайдропы касаются поверхности льда. Утром 12 июля в дневнике отмечен штиль, слабый снос к северо-западу, туман, морось. Видимо, оболочка постепенно пропитывается влагой, и отяжелевший шар опускается всё ниже. Никакие попытки облегчить его, чтобы вновь подняться, не приносят успеха.  Гондола бьётся о торосистый лед: «Хоть бы поесть спокойно... туман густой по-прежнему... туше каждую минуту или через минуту... задеваем землю и Штемпелюем приблизительно через каждые 50 метров... отовсюду каплет, и шар сильно отяжелел...» Один из гайдропов зацепился за торос, и шар всю ночь простоял на привязи. Утром 13-го выглянуло солнце, и подъёмная сила шара сразу увеличилась. Движение возобновляется, шар летит на восток, потом на северо-восток. Днём опять начинается морось, которая оседает на канатах в виде инея. Шар тяжелеет и опускается. Удары о лёд становятся настолько частыми, что это вызывает морскую болезнь у Стриндберга. Андрэ сильно ударился обо что-то головой. В 20 часов они выбрасывают из гондолы всё, что можно, в том числе 200 килограммов продуктов. Но это помогает ненадолго. Туман сгущается, и около 22 часов 30 минут гондола снова начинает биться о лёд: «Туше... туше... туше…» В ночь на 14-е «Орёл» закончил свой путь приблизительно в 300 километрах от Шпицбергена и в 350 километрах от Земли Франца-Иосифа.

Воздухоплаватели решили идти по льдам к Земле Франца-Иосифа: здесь ещё до начала экспедиции был устроен вспомогательный склад продовольствия. Но встречный дрейф оказался непреодолимым.

 

Продолжение »