Индийская поэзия и внутренняя духовная сущность по Шри Ауробиндо

«В ранних эпосах образ мыслей, религия, этика, события проникнуты жизнью; задействован также и творческий интеллект, но он весь поглощён процессом творчества, самозабвенно идентифицируясь со своим объектом, - в этом-то и состоит секрет великой созидательной силы эпосов, их поэтической искренности и эффективности воздействия.

Поэты более поздней эпохи интересуются тем же, но уже обладая чрезвычайно рефлектирующим опытом и критическим умом, который более наблюдает за объектом со стороны, нежели сживается с ним. В их поэзии нет действительного движения жизни, а есть лишь её блестящее описание. Поэту удаётся показать нам серию событий и сцен, множество деталей и лиц, сложность человеческих отношений, и всё это описано яркими красками, точно, живо, убедительно и привлекательно, но, несмотря на всё очарование этих произведений, мы быстро осознаем, что перед нами - лишь оживлённые картинки.

Действительно, все вещи видятся очень жизненно, но - внешним зрением, посредством воображения, наблюдаемые интеллектом, поскольку они воспроизведены эмоциональным воображением поэта, не будучи органично присущим его душе. Лишь Калидаса избежал этой методологической ошибки, ибо в нём жила великая поэтическая душа, преисполненная мудрости, силы воображения и чувств, которая одухотворяла и творила то, что он изображал, и потому это были не просто яркие сценки и выразительные персонажи. Другие классические поэты лишь изредка вырываются из плена этой ошибки и тогда создают не просто талантливые, но почти великие произведения. Чаще же их работы заслуживают не более чем высокой похвалы, но не высшего признания.

В конечном счёте, они скорее декоративные, нежели творческие. Особенности метода классической поэзии позволяют нам отчётливо видеть ход мыслей, этику и эстетику, ощущать жизнь Индии того времени, однако всё это - лишь внешние её проявления, характер, «плоть», но не внутренняя духовная сущность. Эта поэзия содержит много этических и религиозных мыслей достаточно высокого уровня, проявленных вполне искренне, но это - интеллектуальная искренность, не создающая   впечатления глубокого религиозного чувства или живой эстетической силы, которые мы находим в «Махабхарате» и «Рамаяне» и в большинстве других произведений индийской литературы и искусства.

Изображена и суровая, полная воздержания жизнь, но лишь в её идеальных и внешних проявлениях; так же скрупулёзно описан и мир чувств - его тщательно пронаблюдали, оценили и хорошо воспроизвели для глаз и ума, однако он не прочувствован и не воссоздан душой поэта.

Интеллект стал слишком отрешённым и критическим в отношении живых вещей с их естественной жизненной силой и интуицией. Такова характерная особенность и, одновременно, болезнь переросшего себя интеллектуализма, а это всегда было предвестником упадка.

Поворот к преимущественно интеллектуальному изображению проявился также в расцвете ещё одного вида поэзии, так называемого «гномического стиха», субхашиты. Он основывается на использовании свойства шлоки быть независимой законченной единицей для сконцентрированного выражения сути мысли, суждения, значительного происшествия, чувства, явленных таким образом, чтобы донести до сознания их смысл.

Существует множество прекрасно сделанных стихов подобного рода: для острого интеллекта, богатого и зрелого опыта того века они представляли желаемую пищу; у Бхартрихари они к тому же обретают печать гениальности, так как он писал, опираясь не только на мысль, но и на эмоции, обладая свойством, которое можно назвать интеллектуальностью чувства, а также внутренним опытом, дающим его произведениям большую глубину и даже проницательность. Его сентенции заключены в три шатаки; первая шатака выражает высокую этическую мысль, или мудрость мира, или критику различных сторон жизни; вторая - эротическую страсть, и она имеет гораздо меньшее значение, поскольку порождена тем, что окружает поэта, а не его собственным темпераментом и талантом; третья провозглашает аскетическое отвержение мира. В произведениях Бхартрихари отражаются три основных особенности человеческого сознания того времени: его рефлективный интерес к жизни и тяга к возвышенным, серьёзным и вдумчивым размышлениям, его погруженность в наслаждения чувствами и аскетические устремления духа - и их переход из одного в другой.

Новый характер духовности примечателен тем, что уже нет того великого, естественного полёта духа, устремлённого в свои высшие сферы, а есть усталость чувств и интеллекта от самих себя и от жизни, неспособность обрести желанное удовлетворение и найти покой и безмятежность духа, где только и возможны для усталых мыслей и чувств абсолютный покой и угасание».

Ауробиндо Гхош, Основы индийской культуры, в Сб.: Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения Индии XX века, М., «Художественная литература», 1987 г., с. 383-385.