Выделение опредмеченного «незнания» по Б.Г. Матюнину

«На днях на глаза попался журнал «Знание - сила». И вдруг я увидел послуживший названием журналу известный афоризм в новом свете. Я так устроен, что слово «сила» мне не очень нравится, поэтому афоризм показался самодовольно-бахвальным.

А что, если незнание есть ещё большая сила, чем знание? Наверное, можно сказать, что человек ощущает незнание более сильнее, более волнующе, чем знание.

Речь ведётся не вообще о незнании, оно бесконечно, его ощутить нельзя, а об «опредмеченном» незнании, т.е. выделенной человеком области незнания на основе имеющегося запаса знаний. «Опредме-ченное» незнание («незнание») является более сильным движителем в процессе познания, чем знание, «незнание» - локомотив, знание - состав вагонов.

Соотнесём знание и незнание с понятием «ум». В обыденном сознании умный человек, это человек, обладающий большим запасом знаний и могущий прогнозировать на их основе ход событий и явлений, например, физическую картину мира или психологию человеческого взаимодействия. Такие люди, как правило, всё знают, мало в чём сомневаются, им всё понятно.

Я же определяю ум как способность выделять из окружающего мира объекты незнания, «опредмечивать» объекты как непознанные. Чем глубже и всестороннее видит, описывает человек объект как непознанный, тем он, в моём понимании, умнее.

А талант - есть способность разрешить «опредмеченное» незнание, перевести его в знание. Наверное, ум есть мера, отношение того объема незнания, который может выделить человек в окружающем мире, к объему имеющихся у него знаний. Лично мне знания как самоцель неинтересны. Это итог, конец процесса, в них нет той поэзии, загадки, очарования, которая есть в незнании. Выделенное незнание нельзя прямо использовать, утилизировать, а знание - всегда прагматично, используемо. Незнание - душа, аура знания. Самый счастливый человек - ребенок, он максимально ощущает мир как непознанный. Интересно, почему процесс обучения всегда ведется с упором на пассивное приобретение, присовокупление знаний (поэтому скучно на уроках)? Нельзя ли изучать предметы, построив учебный процесс как постоянное расширение сферы незнания?

Может, стоит создать методологию получения незнания?

И ещё - например, результаты умственного развития можно измерять не по шкале знания, а по зеркальной шкале «опредмеченного» незнания.

Даётся на экзамене, допустим, тридцать вопросов. Ученику нужно выбрать из них два самых непонятных для него, неясных. И по степени глубины непонимания этих вопросов педагог делает заключение, дает оценку освоению предмета учеником. Я повторяю: оценивается не знание, не усвоение предмета, а его умственное освоение.

Суть познания, видимо, есть шаги по выделению «незнания». После того, как объект выделен как непознанный (или какая-либо его сторона), разрешить его, «перевести в знание - дело технологии, таланта и т.д.»

Матюнин Б.Г., Нетрадиционная педагогика, цитируется по книге: Вульфов Б.З., Иванов В.Д., Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках, М., Изд-во УРАО, с. 181-182.