Приемы музыкальной обработки по Т.В. Чередниченко

«Способов музыкальной обработки времени не так уж много: повторение; прибавление; варьирование; развёртывание; развитие. Они родственны между собой.

Прибавление есть не что иное, как проекция логики повторения («первое» становится «вторым» за счёт прибавления единицы).

Варьирование - это повторение с прибавлениями и изменениями.

Развёртывание есть варьирование с цепными смежными аддициями.

Развитие состоит в варьировании с прибавлениями и изменениями, которые сцеплены между собой причинно-следственными связями и потому необратимы.

Повторение, прибавление, варьирование, развёртывание обнаруживаются всегда и всюду, когда и где практикуется музыка. Всегда и всюду звучит статичное время, в котором нет резких качественных изменений».

Чередниченко Т.В., Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портреты. Случаи, М., «Новое литературное обозрение», 2002 г., с. 269.