Научная школа как эстафета разработок и разработчиков

Часто люди – в отличие от Лидера научной школы – приходят в неё лишь на время.  Поэтому один из механизмов развития школы – эстафета разработчиков.

«Из практической работы школ ТРИЗ кое-что уже известно и даже опробовано в течение 18-20 лет. Например, построение «надёжной системы из ненадёжных элементов». Об использовании этого принципа с конца 60-х - начала 70-х годов писал Г.С. Альтшуллер в материале «Общественная лаборатория теории изобретательства» (ОЛТИ) от 3 сентября 1979 года.

Приведём небольшой отрывок из этого материала:

«Сотрудничество в ОЛТИ не даёт никаких прав и льгот и в то же время требует большой и серьёзной работы. В этих условиях неизбежен «естественный отбор»: если работаешь - значит, сотрудник ОЛТИ. Неизбежна и «текучесть кадров»: даже тот, кто показал, что умеет работать, и действительно работал, выдерживает недолго - год, два, три... Одни приходят к выводу, что целесообразнее прилагать дополнительные усилия к работе по службе, другие начинают заниматься диссертациями, третьи просто устают и уступают настояниям жён «не трать попусту время»... Реально лабораторию можно строить только как надёжную систему из ненадёжных элементов. Планируется долгосрочная тема (например, применение физэффектов), кто-то начинает что-то делать... и выдыхается. Тему продолжает другой. И т.д. Надо сразу и со всей определённостью сказать, что, если человек проработал какое-то время и что-то сделал - это замечательно. Уйти из ОЛТИ - не криминал. Жизненные обстоятельства перемалывают благие намерения. Но то, что сделано, - то сделано. Надо быть благодарным за любую проделанную работу.

В ЦС ВОИР (ОЛТИ первоначально было создано при ЦС ВОИР. - Прим. авт.) специально рассматривался вопрос о «текучести кадров». Мне было предъявлено обвинение в неумении работать с людьми, были сказаны соответствующие слова о плохом характере и т.д. Но удалось убедить ЦС, что РЕАЛЬНО работу можно строить только так. Жизнь показала, что «текучесть» - вещь неизбежная при активной работе на общественных началах и что в «текучести» есть свои преимущества: ветераны, имеющие заслуги, но переставшие энергично работать, отходят в сторону, быстро выдвигаются новые сотрудники, приносящие новые знания / новые подходы.

Всё верно: на войне как на войне. Но по-человечески порой бывает нелегко принимать те или иные конкретные решения. В 1976 году Ю. Горин, отлично работавший в ОЛТИ в 1972-1975 годах, занялся диссертацией. Было очень нелегко забрать у Ю. Горина, которого я глубоко уважаю, темы и материалы и передать их в Обнинск В. Ефимову, который всего лишь за несколько месяцев до этого вошёл в ТРИЗ. Ефимов великолепно проработал год, но потом начальство приметило его, выдвинуло... и всё! Полтора года работы нет. И снова надо что-то решать... Альтернативы нет. Или быстрое продвижение вперёд на основе «эстафетного механизма», или… второго «или» нет.

Правда, постепенно появляются люди, способные постоянно и эффективно работать при любых условиях. Люди, которые смотрят на ТРИЗ как на ГЛАВНУЮ свою профессию. Но из десяти слушателей получается один преподаватель, из десяти преподавателей - один разработчик, из десяти разработчиков - один профессионал. Поэтому и по сей день работа ОЛТИ строится на «эстафете разработчиков». Переход к профессионалам - это ещё Программа на завтра».

«Эстафета» - очень сильный механизм. Не исключающий «порчу», но использующий её положительные стороны и компенсирующий отрицательные. Естественно, возникают вопросы:

1. Существуют ли другие аналогичные приёмы (принципы, механизмы)?

2. Существуют ли приёмы, вообще исключающие «порчу»? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно продолжить исследование».

Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 374-375.

 

Надо учесть, что Г.С. Альтшуллер писал о функционировании его научной школы,  существующей исключительно на общественных началах.

 

 Порча научной школы