Разрядка / отдых коллектива киногруппы по Н.С. Михалкову

На съёмках фильма: «Неоконченная пьеса для механического пианино»: «По вечерам был обязательный и непременный футбол, на который Михалков настойчиво и непреклонно собирал всю группу. Играли все желающие. И тут уже несправедливо обиженный механик, которому на съёмке досталось за слишком долгую установку камеры, мог отвести душу, пеняя режиссёру за злоупотребление индивидуальной игрой в ущерб коллективным действиям, а актёр, чье замечательное предложение по сцене принято не было, неожиданно подвергался льстивым восхвалениям его качеств как свободного защитника, так и диспетчера, гениально видящего поле. И уходил он с площадки в прекрасном настроении...»

Раззаков Ф. И., Никита Михалков: чужой среди своих, М.,»Эксмо», 2005 г., с. 137.

 

Позже этот приём отдыха-разрядки использовался Н.С. Михалковым и при съёмках других картин:

Киногруппа «… сама по себе - это некий организм, если всё подобрано.  Я рассказывал, кажется, что мы каждый вечер играем в футбол. Для того, чтобы освободить людей от копящегося недовольства, раздражения, усталости. Никто на площадке мне не смеет сказать то, что он думает, если его ощущения и желания раздражительны и обидны для него.

Дело не в том, что я тиран, узурпатор, диктатор. Дело в том, что я так подробно готовлюсь к картине и стараюсь никогда не выходить на площадку, если я не готов. Если такое раз случится, вам начнут давать советы все, даже со строительных лесов.

Потому что вы станете равным для всех. Потому что вы не готовы, потому что вы так же, как они, не знаете, как снимать. Если не готов - не снимай.

Обвини любого другого в том, что ты не готов. Симулируй. Да! Это жестокая вещь. Другое дело, что ты сам для себя должен понимать, что это ты - мерзавец. Проспал, не успел...

Но если ты серьёзно готовишься, но не приходит, не приходит, то сидите вместе - художники, актёры, операторы, репетируйте, работайте. Вообще, режиссура - это не «мотор-стоп-снято». Она не начинается с началом съёмочной смены. Она по кругу идёт весь день и полные сутки. И не требуй от людей больше, чем ты можешь сам. Этим и вызвано то, что я усиленно занимаюсь спортом, тренирую выносливость. Это и даёт основу для перфекционизма - доведение до результата».

Михалков Н.С., Отражение сильнее луча / Профессия - кинематографист: Высшие курсы сценаристов и режиссёров за 40 лет / Сост. П.Д. Волкова, А.Н. Герасимов, В.И. Суменова, Екатеринбург, «У-фактория», 2004 г., с. 653-654.