Умение удивлять правдой в театре по М.А. Захарову

«У многих актёров сформировался достаточно устойчивый рефлекс в имитации мозгового процесса. Здесь, дескать, я подумал-подумал и сказал что-то новое. А здесь я ещё глубже задумался и красиво родил благую идею.

В театр уже давно ходят не за идеями и даже не за мыслями в прежнем понимании. Ходят удивляться новой, сиюминутной правде. Что такое правда на сцене, многие актёры, во всяком случае теоретически, понимают или близки к такому пониманию, но вот как удивлять правдой знают далеко не все.

Нормальный человек очень редко показывает своё раздумье, показывает, как и какая мысль его озарит в последующую секунду, - даже если мы ощущаем это раздумье, то всё равно иначе, чем это принято в среднестатистическом культурном спектакле. Нормальный человек, неожиданно снятый в телерепортаже, замолчав, думает так, что очень затруднительно определить, что именно явится результатом его неожиданной паузы. Среднестатистический актёр только и занимается тем, что якобы углублённо раздумывает, причём всегда понятно, в каком направлении. Иногда даже можно приблизительно определить фразу, которая прозвучит после якобы умственного якобы напряжения.

Ленком - это театр, отрицающий необходимость среднестатистического и даже очень «культурного» сценического процесса. Театр стремится следовать великим заветам мхатовских учителей, но больше всего боится скуки, когда все уже всё понимают, что происходит и, главное, что должно произойти».

Захаров М.А., Суперпрофессия, М., «Вагриус», 2000 г., с. 95.

 

Как обычно режиссёры изображают «творческий процесс...»