Учение о познании по Платону

Очевидно, мы с тобой согласны: знание и мнение - разные вещи.
- Да, разные.
- Значит, каждое из них по своей природе имеет особую направленность и способность.
- Непременно.
- Знание направлено на бытие, чтобы познать - свойства.
- Да.
- Мнение же, утверждаем мы, направлено лишь то, чтобы мнить.

Платон, Государство / Собрание сочинений в 4-х томах, Том 3, М., Мысль, 1994 г., с. 258.

Современные исследователи, обращаясь и к другим произведениям Платона, так рассказывают о его учении о познании:

Этапы и специфические способы познания Платон определяет в Государстве и диалектических диалогах. В Государстве Платон отталкивается от положения, что познание пропорционально бытию так, что лишь максимальным образом существующее познаваемо наисовершенным образом; ясно, что небытие абсолютно не познаваемо.

Но, поскольку есть промежуточная реальность между бытием и небытием, т.е. сфера чувственного, смесь бытия и небытия (поэтому она - объект становления), постольку есть и промежуточное познание между наукой и невежеством: и эта промежуточная форма знания есть doxa, докса, мнение.

Мнение, по Платону, почти всегда обманчиво. Иногда, впрочем, оно может быть и правдоподобным, и полезным, но никогда не имеет в себе гарантии собственной точности, оставаясь неустойчивым, как в своей основе неустойчив мир чувств, в котором обретается мнение. Для сообщения ему устойчивости, необходимо, утверждает Платон в Меноне, каузальное основание, которое позволяет зафиксировать мнение с помощью познания причин (т.е. идей), и тогда мнение превращается в науку, или эпистему.

Платон специфицирует и мнение (doxa), и науку (episteme) мнение разделяется на простое воображение (eikasia) и на верование (pistis) наука же бывает родом опосредования (dianoia) и чистой мудростью (noesis). Каждая из ступеней и форм познания коррелирует с формой бытия и реальности. Двум ступеням чувственного соответствуют eikasia и pistis, первая - тени и образы вещей, вторая - сами вещи; dianoia и noesis - две ступени интеллигибельного, первая - математико-геометрические познания, вторая - чистая диалектика идей. Математико-геометрическое познание - медиум, поскольку использует визуальные элементы (фигуры, к примеру) и гипотезы, ноэзис есть начало высшее и абсолютное, от которого всё зависит, и это чистое созерцание, удерживающее Идеи, гармоническим завершением которого выступает Идея Блага.

Джованни Реале и Дарио Антисери, Западная философия от истоков до наших дней, Том 1, СПб, Петрополис, 1994 г., с. 114.