Наука делает знания доступными всему обществу по М.А. Розову

«Известно, что знаменитый исследователь Африки Давид Ливингстон в 1855 году открыл водопад Виктория. Но также известно, что этот водопад хорошо знали и до него, и он имел даже своё название - Мосиоатунья. Так называли его местные жители.

Что же открыл Ливингстон? Открыл уже открытое?

Вопрос может показаться абсурдным, но он хорошо показывает, что понятия «знать» или «открыть» имеют разный смысл применительно к разным культурам и разным историческим этапам в развитии человечества. Для туземца знание - это нечто передаваемое от отца к сыну или от соседа к соседу, нечто существующее и воспроизводимое в рамках узкого сообщества непосредственно общающихся друг с другом людей. Знание существует только в сфере непосредственной коммуникации. В таких условиях водопад Виктория мог открываться и, вероятно, открывался бесчисленное множество раз.

Ливингстон открыл его для науки, открыл раз и навсегда. И это вовсе не эгоцентризм европейской культуры. Открыть для науки - это значит открыть для человечества.

В чём же специфика научного открытия? Географы давно решили этот вопрос применительно к открытию новых территорий. Открытием называют первое посещение данной территории представителями народов, владеющих письменностью, её описание и нанесение на карту. Обратим внимание на последнее: все свои наблюдения географ связывает с картой.

«Всякое географическое исследование территории, - писал Н. Н. Баранский, - если только оно является географическим не по одному названию, а по существу, исходит из карты уже существующей и приводит к дальнейшему дополнению и уточнению карты и всяческому обогащению её содержания». 

Баранский Н.П., Преображенский А.И.,  Экономическая география, «Географгиз», М., 1962 г.,  с. 5.

 

«Иными словами, карта призвана суммировать все результаты региональных географических исследований. Карты-рисунки небольших районов появились, вероятно, уже у первобытного человека, но они играли роль ситуативных средств общения, и это вовсе не означало появления науки. Последняя появилась тогда, когда все карты свели воедино и они стали функционировать как средство общечеловеческой социальной памяти. Сказанное применительно к географии вполне можно распространить на научное познание вообще. Формирование науки - это формирование механизмов глобальной, централизованной социальной памяти, т.е. механизмов накопления и систематизации всех знаний, полученных и получаемых человечеством».

Розов М.А., Знание и коммуникация, в Сб.: Наука в культуре, М., «Эдиториал УРСС» / Под ред. В.Н. Поруса, 1998 г., с.127-128.

 

Уровни оценки полезности по И.Л. Викентьеву