Лишние запреты просто разваливают коллектив…

Когда будущей американской писательнице Луизе Мэй Олкотт было одиннадцать лет, «…её  отец задумал перевезти семейство в коммуну «Утопические фруктовые угодья» под Гарвардом, штат Массачусетс. Эксперимент с «простой жизнью на природе и мыслями о высоком» обернулся сущим кошмаром: позже Олкотт высмеяла его в автобиографическом очерке «Трансцендентальный дикий овёс», который вышел в 1873 году. В коммуне было запрещено есть мясо или эксплуатировать животных любым другим способом, поэтому Олкоттам пришлось почти полгода обходиться только бездрожжевым хлебом, кашей и водой. Членам коммуны также не разрешалось использовать конский навоз или сажать что бы то ни было глубоко в землю, дабы не потревожить земляных червей, и довольно скоро коммунары обнаружили - вот так сюрприз! - что все их земледельческие потуги обречены на провал. Люди мёрзли, голодали и болели. Что хуже всего, в поселение стали стекаться шарлатаны и психи всех мастей, иных из которых приходилось по решению Совета старейшин выгонять силой. Коммуна продержалась меньше полугода, после чего большинство её  членов, в том числе и Олкотты, сдались и разъехались кто куда…»

Роберт Шнакенберг, Тайная жизнь великих писателей, М., «Книжный клуб», 2010 г., с. 112.

 

Механизмы развала творческих коллективов