Псевдо-соавторы

Законодательство развитых стран предусматривает случай, когда авторов творческого произведения два или больше.

При этом критерием истинного соавторства считается наличие «творческого вклада» каждого соавтора. Скажем, исправление грамматических ошибок в рукописи не является «творчеством», поскольку правила правописания давно известны и подробно описаны…

Действия лже-авторов возможны разнообразные, например, такие:

«а) прямое воровство;  
б) игра в термины
- то же самое называют новыми терминами и выдают за свою разработку;  
в) «добавим ЭВМ»: старая конструкция с приставкой ЭВМ - уже новая конструкция;  
г) перетасовка частей, разделов без получения нового качества, - как правило, это приводит к нарушению логики построения конструкции, но зато даёт «новую» конструкцию;  
д) к старой сути добавляют незначительное изменение, порой даже ухудшающее систему, и т.д.».

Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 248-249.

 

Из письма Г. Альтшуллера для школ ТРИЗ от 08.09.1987 г.:

«В издательстве «Машиностроение» (М., 1987) под редакцией кандидата экономических наук В. Литницкого вышла книга: «Повышение эффективности производства и его резервы. Учебное пособие для слушателей системы повышения квалификации - специалистов отраслей машиностроения».

Книга включает главу «Методы активизации технического творчества», написанную В.Е. Гореловым и В.А. Щербиным… Это - организаторы семинара в ИПК Минхиммаша (1987). Они присутствовали на ряде занятий, имели все материалы… и ещё до занятий попытались вписать себя в число авторов раздаточных материалов. Мне пришлось энергично протестовать, а при раздаче материалов предупреждать слушателей: «Титульную страницу надо вырвать... Такую-то фамилию на такой-то странице надо зачеркнуть…»

В ЖСТЛ говорится о дураках, карьеристах, иудах. Видимо, есть ещё одна категория – «шакалы». Их цель - урвать кусок и убежать. Из естественного чувства брезгливости не хочется подробно разбирать технологию шакальства. Но две детали я всё же отмечу:

1. Шакалы действуют преимущественно в темноте. Для шакалов такой темнотой служит неосведомлённость слушателей и читателей - шакалы тщательно скрывают сведения о литературе. Дана только одна ссылка - на «Крылья для Икара». Весь тираж «Крыльев» (15 тысяч) разошёлся по заказам - попробуй найди!..

2. Шакалы тянут и у «своих»: АРИЗ изложен Гореловым и Щербиным не по книгам о ТРИЗ, а дословно - по «пособию» А. Кудрявцева. Без ссылок, разумеется.

На всей этой шакальей технологии противно останавливаться. Но ТРИЗ вступает в полосу казённого полупризнания, и надо быть готовым к появлению подобных «учебных пособий».

Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 294. 

 


Причины порчи научной школы