Типовые герои социалистического реализма

В литературе соцреализма герой - это, прежде всего, образ борца за новую жизнь и строителя новой жизни.

«При этом герой преодолевает все мыслимые препятствия и побеждает любых, даже самых коварных и скрытых, врагов. Семён Давыдов М. Шолохова, Павел Корчагин Н. Островского в этом качестве оказываются удивительно похожи на героя сериала Яна Флеминга о Джеймсе Бонде, агенте 007. Однако у героев присутствуют различные организующие их действия идеологические стержни, которым они беззаветно служат: у героев соцреализма - коммунистическая идея, у героев массовой литературы - этатическая.

Наконец, общим для литературы соцреализма и массовой литературы является то, что в каждой из них конечные ценности безусловны, раз и навсегда определены[…] Герой литературы социалистического реализма в его разнообразных реализациях является концептуальным центром мифологизированных текстов. Соцреализм творит героический миф, поэтому к герою предъявляются особые требования.

Герои приходит на смену буржуазного «времени Я», заменяя его соответствующим эпохе тоталитарной власти «временем МЫ». Дух этого нового времени запечатлелся в романе А. Серафимовича «Железный поток», в героях повести Вс. Иванова «Партизаны», превращающихся в математические множества: «тысячи горящих глаз», «облако грив, пик и развевающихся в ветер отрепьев», «тысячи ног», «гул стотысячных орд в степи», «грязное, пахнущее землей, полотно из мужицких тел». Герой чувствовал себя собою только в осознании причастности к большой человеческой общности. Семён Давыдов в «Поднятой целине» Шолохова - один из двадцати пяти тысяч посланцев компартии в деревню для проведения коллективизации.

Такому герою свойственны позитивное отношение к жизни, витальность, энтузиазм. Это особый человек, Человек с большой буквы, в сознании которого побеждает примат идеи, дающей ему уверенность в собственной правоте и силы действовать. Побежденным же оказывается общечеловеческое, личное и частное.

Потребность в героях, достойных подражания, осознавалась как первостепенная необходимость идеологами тоталитарного государства. Знаковыми оказались события 1934 года - Первый съезд советских писателей и история спасения экипажа ледокола «Челюскин». Каждое из них тщательно планировалось, из каждого был извлечён максимальный идеологический эффект.

В истории с ледоколом советские идеологи продемонстрировали, как из неудачи, провала, ошибки можно организовать героическую эпопею. Для спасения полярной экспедиции посылаются лучшие лётчики, за событиями следит вся страна. Статус героя обретает необходимый фундамент для институализации на государственном уровне. В результате учреждается звание Героя Советского Союза. О челюскинцах слагают песни и стихи, их возвращение вместе с героями-лётчиками оформляется как триумфальная победа нового советского человека новой страны. В сознании современников новые герои соединяются с известными прежде. Какие же герои составляют контекст героям соцреализма, как прослеживается их генезис?

На этот вопрос позволяет ответить глава из романа Фадеева «Молодая гвардия», в которой Сергеи Тюленин в условиях немецкой оккупации мечтает о совершении «немыслимых, сказочных подвигов». Сначала он вспоминает экзотические приключения первооткрывателей и исследователей Ливингстона, Амундсена, Седова и Невельского. За ними следуют революционные герои-борцы: «Дело и подвиги этих людей сделали возможной жизнь твоего поколения и навеки останутся в памяти человечества. И при этом они были совершенно обыкновенными людьми, точно такими же, как и ты. Михаил Фрунзе, Клим Ворошилов, Серго Орджоникидзе, Сергей Киров, Сергей Тюленин [...] Да, может быть, когда-нибудь и его имя, имя простого комсомольца, будет стоять в ряду этих имён...»

Третьей группой оказываются герои-полярники, первые Герои Советского Союза: «Чкалов! Он такой же человек, как и ты, но его имя звенит по всему свету как призыв к борьбе. Перелёт через Северный полюс в Америку - мечта человечества! Чкалов, Громов. А люди Папанина на льдине!»,  И, наконец, приходит очередь героев труда, «о которых раньше не писали в книгах». «В Донбассе, и не только там, каждый ребёнок знает Никиту Изотова, Стаханова. Любой пионер может сказать, кто такие Паша Ангелина, Кривонос и Макар Мазай. И все люди уважают их».

Однако это пантеон героев юношеского сознания. Канонический иерархизированный пантеон героев соцреализма выстроен иначе. «Сталинское время знает, в принципе, четыре типа героев» […] На первом месте в иерархии героев стоит защитник Отечества, герой-воин, герой подвига. Таковы Левинсон в «Разгроме» и молодогвардейцы А. Фадеева, Сергей Тугаринов - «Кавалера Золотой Звезды» С. Бабаевского и др. Этот тип героя имеет свой подвид: герой революции и гражданской войны в прошлом и в настоящем политический лидер. Таков, например, Макар  Нагульнов М. Шолохова, полковник Воропаев в романе П. Павленко «Счастье». В этом тексте герои несут в мирную послевоенную жизнь «драгоценный опыт штурма и победы». С этим опытом они поднимают из руин народное хозяйство после войны. В романе есть сцена, где Сталин вопрошает полковника Воропаева: «В атаку водите колхозы?». Внешний облик героя маркируется непременной символикой железа и стали, являющимися метафорой состояния новой личности. Рассказ о рождение нового человека в огне и бурях революции и гражданской войны получает у Н. Островского прямую аналогию с металлом - «Как закалялась сталь». Герои обнаруживают «железную волю», а «сталь идеологии» порождает в их рядах «стальное единство».

 

Продолжение »