Явление параллелизма в биологических и социальных системах по С.Д. Хайтуну

«Социальные параллелизмы распространены столь же широко, как и органические (см., например, гомологические ряды Н.И. Вавилова - Прим. И.Л. Викентьева) […]

А вот что писал Л.С. Берг о параллелизмах в развитии идей:

«Конвергенция может распространяться и на мир идей. Имеется ряд случаев, когда те же самые проявления духовой и материальной культуры обнаруживаются независимо у разных народов, напр., у обитателей Старого и Нового Света... В основе психических конвергенции лежат тождественные или сходные «элементарные идеи» (Elementargedanken), присущие в одинаковой форме всем народам и с необходимостью, по внутренним причинам, вытекающие из одинаковой психической организации всего человечества. Так, основные типы орудий и орудия у всех народов одинаковы; примерами могут служить: лук и стрелы, приборы для добывания огня, обделанные камни в качестве орудий и орудия, удочки и сети для лова рыбы и т. п. Все эти предметы изобретены в разных концах Земли, независимо друг от друга... Конечно, независимое возникновение можно приписывать у некультурных народов только элементарным идеям, вроде вышеприведенных; в более сложных случаях мы имеем дело с заимствованиями. Приведём несколько примеров независимых совпадений, - продолжает Берг. - «Меандровый» (извилистый) орнамент встречается на памятниках классической древности и в Южной Америке. Изобретение бронзового сплава было сделано независимо в Европе и в Америке. Между архитектурой древних египтян и древних мексиканцев наблюдается известное сходство. Почитание предков и вера в духов распространены по всему свету. Различные системы счёта; бинарная (Австралия, Южная Америка), пятеричная, десятеричная, двенадцатеричная, двадцатеричная - возникли независимо друг от друга у разных народов. Из области науки можно указать на совершенно ясную формулировку Аристотелем основных положений учения о борьбе за существование, к чему независимо пришёл Дарвин. Приводят также пример одновременного открытия Ньютоном и Лейбницем исчисления бесконечно малых»

Берг Л.С., Номогенез, или эволюция на основе закономерностей, Пг., «Время», 1922 г., с. 178-179.

 

Берг абсолютно прав. У разных народов Земли, ранее не пересекавшихся, возникало примерно одно и то же социальное устройство - семья, государство, армия, церковь. Поразительно много общего между Китайской и Римской империями, историческим развитием Старого и Нового Света. Примерно по одним принципам устроена жизнь разных племенных народов. Все народы любят детей, люди всех народов переживают одинаковые радости и горести. Мы все люди, говорим мы. […]

Отражением факта социальных параллелизмов являются бытующие представления о том, что «всё уже было под Луной». Сюда же относятся так называемые стереотипы поведения. Удивительно сходные мифы (архетипы мифов) возникают независимо у разных народов в разных временных пластах. Много общего между разными универсальными религиями. Поразительно похожи сказки разных народов разных времен.

В мире науки со времен античности живут архетипы научных идей, набор которых не очень велик. У разных народов издревле возникали параллельные новации. В мировой литературе кочует, условно говоря, дюжина одних и тех же сюжетов. (Жорж Польти считал, что таких сюжетов всего 36  – Прим. И.Л. Викентьева) Аналогичную ситуацию имеем в мире музыки. Это порождает родственные феномены ложного (невольного) плагиата в литературе, музыке и кино (совпадение сюжетов и пр.). Любовные истории всюду и всегда повторяют одни и те же коллизии, различаясь разве что историческим фоном. Deja-vu (букв, уже виденное) - проявление социальных параллелизмов на уровне истории жизни индивида».

Хайтун С. Д., Социум против человека: законы социальной эволюции, М., «КомКнига»,  2006 г.,  с.173-175.