Проект нового Московского физико-технического института по П.Л. Капице

П.Л. Капица сразу после окончания войны написал в правительство докладную записку.

«Для того чтобы в возможно короткий срок подготовить необходимые кадры самых важных отраслей физико-технических наук, мы предлагаем создать особое учебное заведение «Московский физико-технический институт» на базе наших сильнейших научно-исследовательских институтов: ЦАГИ, Института физических проблем АН СССР, Лаборатории № 2 АН СССР (будущий Институт атомной энергии им. И.В. Курчатова – Прим. И.Л. Викентьева), Физического института им. П.Н. Лебедева АН СССР, Института химической физики АН СССР и Математического института АН СССР».

Перечень упомянутых в записке НИИ указывает на состав инициативной группы директоров или научных руководителей этих НИИ. В ней впервые появляется термин «база», ставший основой физтеховской системы подготовки кадров. Не менее важна ссылка на успешный опыт физико-механического факультета Ленинградского политехнического института, существовавшего на базе Физико-технического института академика А.Ф. Иоффе.

Отталкиваясь от этого опыта, авторы сочли необходимым положить «в основу организации «Московского физико-технического института» следующие принципы:

1. Специальный отбор по всей стране наиболее способной к научным исследованиям и талантливой молодежи.

2. Привлечение в качестве преподавателей наиболее активных и талантливых учёных.

3. Специальные методы обучения, рассчитанные на максимальное развитие творческой инициативы и индивидуально приспособленные к особенностям каждого учащегося.

4. Обучение на экспериментальной базе наших лучших исследовательских институтов».

Карлов Н.В., На пороге Физтеха, в Сб.: Капица. Тамм. Семёнов. В очерках и письмах, М., «Вагриус»; «Природа», 1998 г., с.138.

 

 

«В основе нашей работы лежала идея о том, что мы должны добиваться не столько знаний, сколько понимания. Студенты представляли на экзамене собственное самостоятельное исследование или реферат какой-либо актуальной работы, выполненные под руководством преподавателя, ведущего семинарские занятия. Так уже со студенческой скамьи
устанавливалась связь поколений и происходил отбор учеников, что и привлекало к преподаванию работающих физиков очень высокой квалификации.

Экзаменов было два - устный и письменный. На письменном студенты решали задачи, причём каждый раз составлялись новые задачи. Придумать задачи для такого экзамена - это своеобразная творческая работа, способность человека поставить задачу для такого экзамена характеризует его творческий потенциал. И, как правило, наши совместители, люди,
связанные с живой наукой, справлялись с этим гораздо лучше, чем профессиональные преподаватели, не связанные с корпусом мировой науки.

На устный экзамен студент приходил с вопросом, который он сам выбрал и приготовил.
Никаких билетов не было, можно было пользоваться любыми пособиями, любыми справочниками, записками.
Нельзя было только одного - консультироваться с товарищами и преподавателями».


Капица С.П., Мои воспоминания, М., «Российская политическая энциклопедия», 2008 г., с.148.