Временные творческие группы, собираемые на проект по Ричарду Флориде

«По мнению многих проповедников новой системы труда, экономика в значительной мере начинает перенимать принципы, по которым работает киноиндустрия Голливуда, причём эти фундаментальные сдвиги отражают процессы, происходящие в самом Голливуде. Когда-то во главе Голливуда стояли большие студии, которые заключали с актерами и техническим персоналом долгосрочные контракты и производили фильмы конвейерным методом, напоминая заводы старой корпоративной эпохи.

В 1950-е, когда студийная система рухнула, Голливуду пришлось усвоить новую, более гибкую модель. Как правило, в наши дни продюсер использует идею сценария, чтобы привлечь инвесторов, а затем специально под данный фильм набирает актёров, персонал и т. д. По окончании проекта эту команду распускают, а её члены группируются в новых сочетаниях для работы с другими идеями.

Считается, что сейчас вся экономика копирует Голливуд. Целые фирмы  зачастую создаются специально под один проект независимым «продюсером» (т. е. предпринимателем), который привлекает инвесторов своей «сценарной идеей» (бизнес-планом). Когда проект осуществлён и фирма закрыта, «актёры» (специалисты) готовы к участию в новом предприятии. В известном смысле, голливудская модель совпадает с подходом «свободных агентов». Как пишет Дэн Пинк, «крупные стабильные организации с постоянным штатом сотрудников вытесняются небольшими открытыми группами людей, состав которых всё время меняется». Голливудская модель имеет неоспоримые достоинства. Компании, несомненно, нуждаются в гибкости. Кроме того, в методах Голливуда и принципах работы высокотехнологических центров, наподобие Силиконовой долины, есть много общего.

Однако голливудская модель страдает от ряда преувеличений. Безусловно, большие организации сохраняют свою силу - как в Силиконовой долине, где Стэнфордский университет был и остаётся своего рода центром, так и в Голливуде, где такие корпорации, как Disney, Sony и Universal играют главные роли. Отчасти система, сходная с голливудской, может оказаться куда выгодней большим организациям, свободно нанимающим и увольняющим сотрудников, чем людям, которые работают на них. Однако, как указал обозреватель журнала New Yorker Джеймс Суровецки в своей язвительной заметке, голливудская модель - это не всегда самое эффективное средство в бизнесе.  Обращая внимание на чудовищно низкий уровень прибыли большинства студий, Суровецки пишет: «Студии, лишённые собственного штата актёров, едва ползут от одного фильма к другому, растрачивая невероятное количество денег и времени на подбор кадров для каждого отдельного проекта. Голливуду не помешало бы заниматься бизнесом, а не пальбой наугад».

Многие исследователи отмечали, что высокотехнологическая индустрия также страдает от высоких затрат на «текучку» - например, когда приходится постоянно замещать сотрудников, которые уходят из компании, как только получают необходимую подготовку и становятся ценными специалистами».

Ричард Флорида, Креативный класс: люди, которые меняют будущее, М., Издательский дом «Классика-XXI», 2007 г., с.43-44.