Обнаружение аномалий в науке как шаг к открытию по А.С. Майданову

Часто обнаружение аномалии – первый шаг к научному открытию.

«Среди аномалий можно выявить три вида. Они отличаются отношением к существующему знанию. Одни можно называть контрфеноменами, другие - комплементарными аномалиями, третьи - экстрафеноменами.

Контрфеномены - это такие эмпирические факты и результаты теоретических исследований, которые вступают в противоречие с существующим знанием, конфронтируют с ним.

Это, например, особенности поведения воды во вращающемся ведре, которые вопреки теории И. Ньютона толкали к мысли об относительности движения; факт независимости скорости распространения света в пустоте от состояния движения источника света, что противоречило положениям механики Галилея-Ньютона. Подобные аномалии противоречат существующим представлениям или теоретическим предсказаниям. Возникновение таких противоречий  объясняется абсолютизацией тех или иных частных знаний, наделением их универсальной значимостью, экстраполяцией знаний о каком-либо классе или области явлений на другие, ещё не изученные классы и области. Вновь открытое явление может оказаться контрфеноменом и вследствие этого вызвать противоречие и тогда, когда существующая гипотеза или теория являются ошибочными. А это значит, что они иначе, а то и совершенно противоположным образом описывают или объясняют соответствующее явление, так что когда последнее воспринято и понято адекватно, оно и выступает в качестве конфронтируюшего фактора. В роли такого фактора может выступить и отрицательный результат какого-либо исследования, т. е. не открытие какого-либо явления, а, напротив, установление факта отсутствия того явления, существование которого предполагается теорией. Так было с эфиром, когда экспериментальные оптические явления, проводившиеся в движущихся системах, установили его отсутствие.

Комплементарные аномалии не отрицают существующие эмпирические или теоретические представления. Они выступают по отношению к ним в качестве антитезы, антипода, иными словами в виде такой противоположности, которая не исключает известное явление, а комплементарно, диалектически дополняет его. Новое явление кажется невозможным, недопустимым в рамках представлений об уже известном явлении. И, тем не менее, будучи точно установленным, оно говорит о необходимости разнообразить эти представления, включить в них идеи об иных формах или иных, противоположных по характеру сторонах этого явления.

Экстрафеномены - это такие аномалии в эмпирическом или теоретическом познании, которые не могут быть поставлены в отношение противоречия или комплементарности к существующим знаниям и тем самым соотнесены с ними отношением контрарности или комплементарной дополнительности. Экстрафеномены находятся к существующим представлениям в отношении тотальной новизны. Это значит, что к таким явлениям не могут привести догадки или рассуждения, строящиеся на основе диалектических представлений о противоположности и противоречии. Открытие подобных феноменов - это выход, скачок к качественно иному типу или уровню явлений. Для их объяснения нужны не полярные или комплементарно вступающие в синтез с существующими представлениями теории, а теории, характеризующиеся абсолютной новизной.

Это, как правило, феномены более высоких уровней организации материи, более высоких ступеней развития мира, например, остающиеся до сих пор экстрапроблемами феномен жизни по отношению к миру физических явлений, феномен психики и сознания по отношению к биологическим явлениям и т. п.

Различение аномалий по видам важно потому, что каждый из них требует определённого своеобразия в методологии изучения, истолкования и объяснения их, соотнесения и увязывания аномалий с существующей системой знания.

Появление в познавательном процессе аномалий приводит к нарушению стабильности в системе знаний, порождает ситуацию беспокойства, психологического и интеллектуального возбуждения, означает скачок в сферу неизведанного. С открытием качественно нового явления происходит обновление эмпирического знания, а вслед за этим начинается обновление и на теоретическом уровне. Новый эмпирический факт порождает бурный, идущий по множеству направлений процесс генерирования, модификации и опровержения идей на теоретическом уровне познания. Иными словами, такой факт становится искрой, вызывающей воронкообразно расширяющийся взрыв в теоретической области. Аномалии становятся зародышами новых теорий. От исследователей требуется смелость отказаться от существующих схем мышления и переключить его на логику нового явления. Только в этом случае аномалии могут стать отправным пунктом новых теоретических и эмпирических исследований. Так, общая теория относительности, как это неоднократно подчеркивал и сам А. Эйнштейн, обязана своим существованием прежде всего опытному факту численного равенства инертной и тяжёлой масс, который нельзя истолковать в рамках классической механики».

Майданов А.С., Методология научного творчества, М., «ЛКИ», 2008 г., с. 354-355.

 

Появление аномалий «нормальной науки» по Томасу Куну