Подчинение общества законам морали по Айн Рэнд

…теократия Египта (фараон как воплощение бога); неограниченная власть большинства, или демократия в Афинах; государство всеобщего благосостояния, управляемое императорами Рима; инквизиция позднего средневековья; абсолютная монархия во Франции; государство всеобщего благосостояния в Бисмарковой Пруссии; газовые камеры фашистской Германии; бойня в Советском Союзе.

Все эти политические системы были выражением альтруистической и коллективистской этики, а их общей чертой является то, что общество стояло выше законов морали, как всемогущий и верховный поклонник прихоти. Таким образом, с политической точки зрения все эти системы были вариантами аморального общества.

Величайшим революционным достижением Соединенных Штатов Америки было подчинение общества законам морали.

Принцип индивидуальных прав человека позволил распространить мораль на социальную систему. Этот принцип ограничил власть государства, защитил индивидуума от стадной силы -коллектива, заставил всё и вся подчиниться могуществу права. Соединенные Штаты стали первым моральным обществом в истории.

Все предшествующие системы рассматривали человека как жертвенное средство для достижения целей других, а общество - как самоцель. Соединенные Штаты приняли человека как самоцель, а общество - как средство достижения мирного, упорядоченного, добровольного сосуществования индивидуумов. Все предыдущие системы утверждали, что жизнь человека принадлежит обществу, что общество может распоряжаться индивидуумом по своему желанию и что любая из свобод, которыми он пользуется, дарована ему только как милость, как разрешение общества и может быть отобрана в любой момент. Соединенные Штаты постановили, что жизнь человека принадлежит ему по праву (это морально и естественно), что право - собственность индивидуума, что общество как таковое не имеет никаких прав и что единственное моральное предназначение правительства - защита индивидуальных прав. […]

Понятие индивидуальных прав настолько ново в истории человечества, что большинство не поняло его до конца по сей день. В соответствии с двумя этическими теориями - мистической и коллективистской - одни утверждают, что права - дар Божий, другие - что права дарованы обществом. На самом же деле источником прав является природа человека.

В Декларации Независимости сказано, что люди одарены Создателем определенными неотъемлемыми правами. Неважно, верит ли человек в свое происхождение от Бога или от Природы, вопрос его происхождения не меняет того факта, что он является специфическим существом - рациональным; что он не может успешно функционировать в обстановке принуждения и что права являются необходимым условием свойственного для него способа выживания.

Айн Рэнд, Концепция эгоизма, СПб, Маркет, 1995 г., с.47-49.