Принцип всеразличия по М.Н. Эпштейну

«Всеразличие (total difference, pan-difference) - различие как первоe начало, из которого выводятся все свойства и явления мироздания. один из основателей философии всеразличия - Г. В. Лейбниц: «...Никогда не бывает в природе двух существ, которые были бы совершенно одно как другое и в которых нельзя было бы найти различия...». Принцип всеразличия позволяет критически пересмотреть неоплатоническую идею «всеединства», получившую широкое применение в восточной патристике и в русской философии (у Вл. Соловьёва и его последователей).

В начале многих философских систем лежит некое первопонятие, из которого выводятся все остальные. В древнегреческой философии такими первоначалами выступали стихии воды (Фалес) или огня (Гераклит), понятия числа (Пифагор) или бытия (Парменид).

Европейская философия ещё больше умножила число этих начал: у Декарта - мышление, у Фихте - «я», у Гегеля - абсолютная идея, у Шопенгауэра - воля, у Маркса - материя...

Всякий раз ищется нечто такое, что заключало бы в основу всего».

Но если начала, авторитетно утверждаемые крупнейшими философами, оказались столь различны, то не следует ли само Различие полагать началом всех начал для философии? Пытаясь обосновать единое начало, которое предшествует всяким различиям, мы приходим к различию самих начал и, следовательно, к Различию как первоначалу.

Какое бы начало мы ни взяли, оно не может быть абсолютным, поскольку выступает в своей делённости лишь благодаря отличию от всех других. Например, Бытие определяется как таковое лишь в своём отличии от He-бытия, и значит, Различие предшествует как тому, так и другому»

Михаил Эпштейн, Статья «Всеразличия» в Проективном философском словаре, СПб, «Алетейя», 2003 г., с. 55.