Оценка продюсером рисков, связанных со здоровьем / психикой режиссёра

Режиссёр Кшиштоф Занусси не без возмущения пишет о необходимости медицинских исследований режиссёра на старте крупных художественных проектов, но риски продюсеров кинофильмов никто не отменял…

«Принимая участие в итальянском конгрессе по проблемам боли и страдания, я отвечал на вопросы одного из журналистов телевидения. Поскольку присутствие деятеля искусств среди врачей представляется несколько неожиданным, я пытался привести аргумент, ссылаясь на свой опыт пациента. И в качестве доказательства достал перед камерой противоболевую таблетку, с которой не расстаюсь с того времени, когда оказалось, что у меня проблемы с почками и мне в любую минуту угрожает приступ, к которому хорошо бы быть подготовленным. Это интервью оказалось в программе, и днём позже мне позвонил мой итальянский агент и сделал мне строгий выговор, напоминая, что об этом нельзя говорить публично, особенно когда ведутся переговоры о каком-либо большом проекте, в котором возможно участие американцев.

Режиссёр, признающийся, что ему угрожает почечная колика (и хуже того, говорит о возможной операции), тут же вызывает недоверие. Его не стоит принимать во внимание, потому что он может подвести.

В связи с этим эпизодом мне вспомнилось, что в Соединенных Штатах, а также в Западной Европе перед подписанием контракта меня всегда посылали на медицинское обследование и только после заключения врачей принимали на работу.

Более того, участие в каждом большом проекте предполагало знакомство с моей трудовой жизнью: часто ли болел гриппом, простудными заболеваниями, жаловался ли на зубную боль во время работы, говорил ли что-нибудь о мигрени и, что самое важное, имели ли место депрессии, приступы плохого настроения и так далее.

Пока я был молод и работал на чужбине, я относился к этим исследованиям с улыбкой, особенно потому, что имел лошадиное здоровье и никогда до этого серьёзно не болел. Никогда ни один продюсер не имел никаких убытков, связанных с моей неработоспособностью. И в то же время я помню, что во всей этой процедуре, особенно за океаном, был какой-то привкус бесчеловечности: кто-то, принимая на работу артиста, с его особым мироощущением, восприимчивостью, своё решение ставил в зависимость от того, насколько часто этот артист болеет гриппом или мучается зубной болью».

Кшиштоф Занусси, Между ярмаркой и салоном, Минск, «Европейский Гуманитарный Универсист», 2003 г., с.  129-130.