Осмысленное творчество и использование случайностей по Джеку Лондону

«Джек Лондон описывает свой метод работы в романе «Мартин Иден» в форме исповеди героя.

Стремясь уяснить себе процесс творчества, анализируя чужие произведения, Мартин, сам писатель, хочет понять, разобраться, как достигается там определённый уровень мастерства, поскольку только так он сам и в состоянии создать что-либо подобное.

И автор продолжает:

«Мартин мог работать только сознательно. Такова была его натура: он не мог работать, как слепой, не зная, что выходит из-под его рук, полагаясь только на случай и на звезду своего таланта. Случайные удачи не удовлетворяли его, он хотел знать, «как» и «почему». Его творчество было творчеством осмысленным, и, принимаясь за рассказ или стих, Мартин уже держал в голове план всего произведения... С другой стороны, он воздавал должное и тем случайным словам и сочетаниям слов, которые вдруг ярко вспыхивали в его мозгу и впоследствии с честью выдерживали испытание, не только не вредя, но даже способствуя красоте и цельности произведения. Перед подобными находками Мартин преклонялся с восхищением, видя в них проявление чего-то большего, чем сознательное творческое усилие... Он давно уже приучил себя хорошенько вынашивать, додумывать до конца каждую рождавшуюся у него мысль и затем излагать её на бумаге».

Джек Лондон, Собрание сочинений в 7-ми томах, Том, 5, М., «Государственное издание художественной литературы», 1955 г., с. 432-433».

Михаил Арнаудов, Психология литературного творчества, М., «Прогресс», 1970 г., с. 411.