Интерпретация идей Гегеля и язык динамичных описаний по В.Ф. Турчину

«В философии решающий удар аристотелевской логике нанёс Гегель.

Он показал  своей диалектикой, что мир надо рассматривать не как совокупность объектов,  обладающих некоторыми свойствами, а как совокупность объектов, находящихся в  некоторых отношениях друг к другу.

При этом свойства не исключаются,  конечно, из рассмотрения, ибо понятие отношения является более общим, чем  понятие свойства. Отношение может быть определено для произвольного числа  объектов. В частности, число объектов может быть равно единице; такое  отношение и есть свойство. Наиболее ясными интуитивно и в то же время  наиболее важными являются парные отношения, т. е. отношения между двумя  объектами. Два - минимальное число объектов при котором отношение перестаёт  быть свойством и становится собственно отношением. Число два лежит в основе  гегелевского метода что отражено в самом термине «диалектика».

Важнейшие черты диалектики Гегеля непосредственно вытекают из описания явлений в терминах отношений, а не свойств (видимо, точнее было бы концовку последней фразы написать так: «…а не неизменных свойств» - Прим. И.Л. Викентьева). Из такого подхода прежде всего следует учение о взаимодействии, взаимосвязанности всего сущего. Далее. Если два элемента находятся в соответствии, не противоречат друг другу, то они выступают как нечто целое и на первый план выходят их общие свойства, а взаимодействие, отношение между ними, отступает на второе место. Отношения между элементами, объектами проявляются постольку, поскольку они являются  отношениями противоположности, противоречия, борьбы. Поэтому представление о борьбе противоположностей играет у Гегеля такую важную роль.

Рассматривая отношения между состоянием объекта в данный момент и состоянием  этого же объекта в какой-то другой момент времени, мы приходим к понятию  изменения. Изменение - это отношение между объектами, разделенными временным  интервалом. На языке, оперирующем только со свойствами, но не с отношениями,  изменение невыразимо. Самое большее, на что способен такой язык, это  изобразить ряд никак не связанных друг с другом состояний объекта. Блестящим  выражением этой неспособности является известная апория Зенона о летящей  стреле. Рассмотрим летящую стрелу. Возьмём определенный момент времени. В  этот момент стрела занимает определенное положение в пространстве. Возьмём  другой момент времени. Стрела опять занимает вполне определенное положение в  пространстве. То же относится и к любому другому моменту времени. Значит,  стрела всегда занимает определенное положение в пространстве. Значит, она  всегда на месте.

В аристотелевских понятиях мир представляется чем-то статическим, застывшим  или, в лучшем случае, механически размноженным с некоторыми вариациями.  Диалектика, напротив, сделав своим предметом исследование отношений, изучает  вещи с точки зрения их изменения, движения, развития. Она вскрывает  историческую обусловленность и относительность (от слова «отношения»!)  вещей, которые при описании в аристотелевских понятиях представляются  безусловными и вечными. Комбинация понятия противоположности с понятием  отношения между состояниями в последовательные моменты времени порождает  понятие об отрицании и отрицании отрицания. Диалектика динамична и  революционна.

По отношению к аристотелевской логике диалектика Гегеля выступила в качестве  разрушительной силы, и не только по причине своей «общей» революционности, а  еще и потому, что она указала на множество противоречий, которые возникают,  когда описание явлений, которое требует языка отношений, втискивается в  узкие рамки языка свойств. У Гегеля и его последователей эти противоречия  окружались зачастую неким ореолом возвышенности и, можно сказать,  полумистической значительности. Здесь сказалось, с одной стороны,  идеалистическая направленность философии Гегеля, а с другой - то общее  свойство новых учений, теорий, движений, что на начальных этапах своего  развития они, стараясь высвободиться из рамок старого, предпочитают  парадоксальную, преувеличенную форму, приобретают героический, романтический  характер.

Диалектика Гегеля - это героическая эпоха новой логики, когда  старый логический формализм был сломан, а новый ещё не создан, и поэтому  противоречивым и не поддающимся формализации («диалектическим») казалось  даже то, что впоследствии оказалось прекрасно упорядоченным и  формализованным. Современному мышлению, свободно пользующемуся языком  отношений и вооруженному анализом логических понятий и конструкций,  гегелевский стиль мышления представляется темным мудрствованием по поводу  ясных вещей. Следующее рассуждение представляет собой грубо упрощенную,  карикатурную схему гегелевского диалектического противоречия, показывающую,  откуда это противоречие возникает.

Поставим вопрос: является ли число 1000 большим или маленьким? Оно большое,  так как оно больше единицы. Оно маленькое, так как оно много меньше  миллиона. Значит, оно и большое и небольшое одновременно. Диалектическое  противоречие. Большое есть и в то же время небольшое, A есть не A.

Понятия «большое» и «маленькое» рассматривались здесь как свойства объектов  (чисел). На самом же деле это не свойства, а замаскированные (с помощью  грамматической категории прилагательного) отношения. Точный смысл можно  вложить только в понятия «больше» и «меньше». Если с этой точки зрения  разобрать приведенное выше рассуждение, то оно окажется просто  бессмысленным. Эта карикатура направлена не против Гегеля - его заслуги в  создании новой логики неоспоримы, а против тех, кто некритически относится к  диалектическому методу Гегеля и во второй половине XX века пропагандирует  образ мышления первой половины XIX века, игнорируя огромный прогресс,  достигнутый логикой за полтора столетия».

Турчин В.Ф., Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции, М., «ЭТС»,  2000 г., с. 137-139.