Роль коммуникаций и тиражирования решений в современном обществе по Д.В. Иванову

«Прогнозы теоретиков информационного общества оказались несостоятельны в первую  очередь потому,  что  их авторы  отождествляют  информацию и знание. Информации  в  современном обществе много, она играет колоссальную роль,  но отсюда вовсе не следует, что в современном обществе знание - сила.

Чтобы понять, что  такое информация и  почему она играет  такую  роль в современную  эпоху,  нужно   четко  различать   сообщение  (или послание), интерпретацию (или восприятие)  и коммуникацию.  Сообщение (message)- это «вещь», то есть передаваемый продукт интеллектуальной деятельности человека; интерпретация - это «мысль», то  есть приобретаемое знание;  коммуникация - это  лишь  операция  передачи,  трансляции. Но в современном нам  обществе, именно эта операция  трансляции - определяющее, доминирующее звено  в триаде сообщение-коммуникация-интерпретация.

Сегодня  создаётся  ничуть  не  больше  интеллектуальной продукции  или знания,  чем  в  Античности  или  Средневековье (автор никак не доказывает этот тезис – И.Л. Викентьев). Картина мира  каждой  эпохи строится из конечного  числа моделей, приводящих имеющиеся факты  в  удобную систему объяснений. Геоцентрическая модель Птолемея  позволяет рассчитывать видимое положение  планет  ничуть  не  хуже, чем  гелиоцентрические  модели Коперника  и Галилея;  доклады  Римскому  клубу   дают  примерно такие  же прогнозы о будущем  человечества, что и средневековые пророчества о Страшном суде; классификации элементарных  частиц в XX  веке столь же  многочисленны и сложны и в  той же  степени связаны с опытными данными, что и  классификации ангелов  и  демонов  в  веке XV.  В настоящее время больше  физики и  меньше демонологии, тогда  как пятьсот лет назад соотношение было обратным, но  по общему  числу  моделей  эпохи  принципиально не различаются. 

Принципиальная разница  заключается в ином - сейчас  неизмеримо больше коммуникаций. Тиражирование (не путать с созданием) интеллектуального продукта, передача сведений о нем посредством печатных изданий, телеграфа,  радио, телевидения, лекций и  семинаров в рамках системы всеобщего  образования,  а теперь ещё и сети Internet - вот что коренным образом отличает современное  общество как информационное.  (Автор забыл учесть и такой важный параметр, как качественный уровень инноваций  – Прим. И.Л. Викентьева). И за словом «информация» кроется именно коммуникация,  а не знание. Наблюдая современных политиков,  биржевых брокеров, журналистов и их аудиторию, нетрудно заметить: более информированный человек  -  это  не тот,  кто больше знает, а  тот, кто  участвует в большем числе коммуникаций.

Огромная  техническая, экономическая, политическая,  культурная  роль информации объясняется именно тем, что она  не содержательна («знание») и не предметна   («продукт»). Информация операциональна. Информация  служит обоснованием / оправданием действий. Поэтому она столь необходима современному человеку, ценна для  него,  воздействует  на  него. Поэтому в современном обществе  информация -  это идол. 

В традиционном  обществе,  построенном на религиозном  оправдании  деяния, и даже в обществе   модернизирующемся, построенном на  идеологических оправданиях деятельности, информация никак не могла претендовать на ту роль, что играет теперь. Только как коммуникация, а не как знание или предмет, информация способна вызывать новые операции. Люди действуют, используя информацию, а коммуникационные потоки не  только не поглощаются  как ресурс деятельности,  подобно сырьевым или энергетическим ресурсам, а  напротив  умножаются и  ускоряются. Это  происходит потому, что информация не столько ресурс, сколько стимул (мотив) деятельности».

Иванов Д.В., Виртуализация общества, в Сб.: Информационное общество, М., «Аст», 2004 г., с. 358-360.