Понятия, природа и сущность творчества по О.С. Анисимову

«…понимание творчества и творческих способностей остаётся недостаточно теоретически раскрытыми. Сущность их скрыта в смысловых и допонятийных трактовках. Этим снижается определённость и креативных концентраций, теорий, понятий, категорий. Остановимся на этом подробно. Наиболее очевидной практикой, в которой воплощается процесс творчества и может быть отслежено количественно - качественное течение процессов, является изобретательство.

Если в психологии мышления многие положения не всегда ассоциируются с конкретными, легко замечаемым процессами действенных манипуляций, предметного оперирования и предполагают введение идеальных объектов, моделей, то в изобретательстве сочетание предметных трансформаций, мыслительных структурирований и переструктурирований предстаёт  более очевидным. Поскольку многие идеи и концепции мышления широко известны, то остановимся предварительно на ориентирующем обзоре основных линий, полезных для анализа творчества вообще.

В сложных ситуациях мышления может возникать «идея», сознаваемая целиком и при участии чувства с его неограниченностью и нефиксированностью содержания, что предопределяет направленность мыслей и появление новых соображений (Вундт).

Привлечение языковых средств позволяет заменять реальные действия вербальными, создавать эскизы действий с их последующей интериоризацией, эскизы же ускоряют приход к опознаванию новых моментов в прежнем содержании (Жане)

Знаковые средства в значительной степени освобождают мысли от чувств, а благодаря этому более произвольно созидаются смыслы как содержания сознания. Активность и произвольность сознавания задач стимулирует антиципации, прогнозирование результата, сдвиги к желаемому результату и, при недостаточности знакомых операций как реакции на возникающие воздействия, ведут к новым способам решения, а новизна появляется неожиданно (Зельц). Он же отмечал, что разнообразие материала, комбинационные сопоставления помогают сужать зоны поиска, выявлять зоны «пропуска» и заполнять их новыми версиями с участием внутреннего взора,  совмещая возможности сознания и бессознательного, внося что - либо дополнительное, абстрактное, формулирование задачи в общем виде и этим предопределяя приход к новому решению, к новым возможностям.

Неожиданные изменения в организации материала могут привести к появлению новых гештальтов из прежних элементов, изменению их значений, локализации доминирований в сознании в рамках сложившейся направленности (Майер).

Управление переакцентацией, выделение частей, критического центра ускоряет складывание новых структур, новых точек зрения, их влияние на содержание и место критической части, на функциональное значение элементов и новая структура может вести к предсказанию новых событий (Вертгеймер).

Поиск предопределяется проблемной ситуацией, содержанием конфликта, заложенного в ней. попыткой понять ситуацию как целое и возможностью конкретизации понятью, создания функциональных решений, варьирования свойств ситуации и точки зрения целей и устремленности на преобразование проблемы (Дункер).

Интеллект обеспечивает стремление к ассимиляции, аккомодации, освобождению от подчинённости действительности (Пиаже). Мышление включает в себя выдвижение гипотез, сопоставление с новым состоянием, подтверждение и опровержение гипотез, видоизменение гипотез, выявление общего, позволяющего избирательно реагировать на события и возможности гипотез, на многообразие версий, выдвижение стратегий, с которыми возникает субъективная уверенность и возможность минимизации подтверждаемых случаев и ошибок (Брунер).

Использование внешних и внутренних средств анализа во внутренней речи, где языковые средства применяются «для себя», сокращенно, содержательно, произвольно, в рамках субъективной логики оперирования схемотехническими смыслами, способствует концентрации смыслов в сгустки, нарушению типовых способов и операций, возможности увидеть решение в принципе (Выготский). […]

Медник рассматривал интуитивную прозорливость, нахождение сходства между отдаленными элементами, опосредование одних идей другими. Аналогично рассуждает Мартиндейл, обращая внимание на ассоциации между ранее не связанными идеями.

Айзенк подчеркивал, что креативность является неслучайным процессом поиска - комбинирования в решении творческих проблем.

Когнитивная сверхвключённость обеспечивает прохождение множества креативных идей через продуцирование ассоциаций в зависимости от психотипа творца. С течением времени человек теряет свежесть созерцания и оценивания реальности, нагруженный стандартами средств познания и оценки в ходе социализации и окультуривания.

Гуссерль даже ставил задачу возврата к непосредственному видению мира и разотождествлению логического и чувственного в знании и познании.

Ещё Кант указывал, что чувственность даёт мир, а рассудок его - мыслит. Поэтому понятно, что детская креативность так же естественна, непосредственна на фоне отсутствия стереотипов, социокультурных стандартов. […] Кант рассматривал субъективные условия прихода к метафизическому, высшему уровню теоретического мышления и утверждал, что это невозможно без масштабной перестройки всего механизма «Я». Более подробно эти мысли выразил Фихте, а Гегель показал этапы развития «духа», его прихода к абсолютному знанию. Он же раскрыл саму природу тождества объективного и субъективного в подлинном знании, познающем мышлении, абсолютном самодвижении духа. […]

Необходимость выхода из действия и ограничений, связанных с ним отмечал Г.П. Щедровицкий, трактуя рефлексию как «освобождение» от деятельности и «выход» во внешнюю позицию по отношению к ней».

Анисимов О.С.,  Креативная акмеология, М., Изд-во РАГС, 2007 г., с. 121-124, 129, 132 и 139.

 

К сожалению, говоря об изобретательстве, автор забыл перечислить наиболее результативного специалиста  XX века - Г.С. Альтшуллера, а также привести хотя бы 1 (одну) небанальную задачу, решённую с помощью  «Креативной акмеологии», базирующейся «…на синтезе идей порождаемых явлениями кративности творчества, инноватики, развития в социокультурных, деятельностных средах, в науке, культуре и др.» (с. 3 процитированной выше книги).