Возникновение, появление рок-н-ролла по Артемию Троицкому

«Рок-н-ролл возник не в процессе осознания каких-либо новых эстетических категорий, не в результате поиска новых выразительных средств, не как эволюция или синтез неких культурных или этнических традиций. Он вообще не «появился». Его нашли. Те, кому он был нужен. Рок-н-ролл призван был выполнить конкретный социально-психологический заказ, вызревший в недрах американского образа жизни, его нравственного климата. Как лекарство: не обязательно вылечивающее, но хотя бы болеутоляющее... Симптомы болезни? Прижигание рук сигаретами от скуки, немотивированное насилие, пьянство. Вирусы? Отчуждение, ложь, власть денег...

Миссией рок-н-ролла были радость, разрядка, снятие отчуждения. И не просто дать выход энергии молодых ног - с этим справилось бы и ча-ча-ча. Чтобы «фрустрированные» молодые люди могли почувствовать себя свободно, чтобы они увидели в музыке спасение, - для этого музыка должна соответствовать их настрою, быть такой же, как они: нервной, агрессивной, невзрослой. И, конечно, захватывающей. Это рок-н-ролл.

Не удивительно, что действие этой музыки-модели выходило далеко за пределы танцзалов и мюзик-холлов. Рок-н-ролл одновременно привлекал и отталкивал. Шокировал, возмущал - но заставлял вновь и вновь пристально вглядываться в себя. Его невозможно было игнорировать.

Пабло Казальс сказал: «Рок-н-ролл - это квинтэссенция всех антиценностей нашего времени». Половину этого утверждения можно принять без оговорок. Действительно, рок-н-ролл, понимаемый как совокупность музыки, слов, песен, стиля исполнения, очень точно отражал чувства, намерения, психологический настрой и вообще состояние духа молодёжи. Это свойство «зеркальности», способность концентрировать в себе духовные реалии целого поколения делает рок-н-ролл очень серьёзным явлением не только в социальном, но и в культурологическом аспекте. Согласитесь, мало какие из течений современного искусства, включая академическую музыку, могут претендовать на право называться «квинтэссенцией».

Троицкий Артемий, Гремучие скелеты в шкафу, СПб, «Амфора», 2008 г., с. 159-160.

 

Распад русского рок-движения в 80-х