Проблема музыкального пиратства по Артемию Троицкому

«Мария Желиховская: «... перейдём к шоу-бизнесу глобальному. Скажите, ну почему российский шоу-бизнес до сих пор сидит в ж...?

Артемий Троицкий: Ну, начнём с того, что можно задаться таким же вопросом относительно страны России в целом. Почему она до сих пор находится в этой самой ж...?

Музыкальная индустрия - это лишь мелкий частный случай одной глобальной ж... на огромной части территории земной суши. Если же говорить в частности, то у нас есть несколько серьёзных проблем, которые сказываются на развитии шоу-бизнеса. В первую очередь - пиратство. Очень трудно строить нормальный бизнес, зная, что до 95 % рынка представляет собой контрафактную продукцию и находится в теневом секторе экономики. Это просто смешно. Представьте, если бы то же самое происходило, например, с автомобилями?! Пожалуй, единственная отрасль, которую с этой точки зрения можно сравнить с нашим шоу-бизнесом - это производство водки. Вторая проблема является следствием первой. Из-за пиратства наша музыкальная индустрия перевёрнута с ног на голову по сравнению с мировой. Во всем цивилизованном мире базисом музиндустрии является производство и продажа носителей - CD, DVD... В этом плавает 70-80 % всех денег шоу-бизнеса. Есть ещё такие его мощные составляющие как паблишинг, авторские права. И на верхушке этого торта такая декоративная симпатичная вишенка - концертная деятельность. У нас же всё наоборот, у нас базис - концертная деятельность. Это единственная сфера, которую нельзя спиратировать (хотя в свое время были попытки - «Ласковые маи» и «Миражи», но всё же практика не привилась). Вот на этой вишенке и стоит вся гигантская пирамида. Это неправильно, и напоминает времена до изобретения электричества. […]

Мария Желиховская: Ну, хорошо. Бог с ними, с пиратами, это ведь не единственная проблема. А почему, скажем, у нас по-прежнему нет своих Элтонов Джонов или Мадонн?

Артемий Троицкий: Согласен, что качество российской поп-музыки - это третья большая проблема. Качество нашей попсы, конечно, чудовищно. Я могу по пальцам одной руки пересчитать артистов, которые при определённых условиях могли бы стать конвертируемыми на мировом музыкальном рынке. До сих пор это получилось, как известно, лишь у группы «Тату», да и то по двум причинам. Во-первых, в силу придуманной Шаповаловым скандальности, новизны проекта - вся эта педофилия, лесбиянство плюс русский фактор. Во-вторых, раскруткой и тиражированием записей группы занимались вовсе не наши люди, а всем известная американская фирма Universal Music, которая, собственно, и вложила в девочек деньги. Она же наняла им знаменитого английского саунд-продюсера Тревора Хорна. Вот эти ребята, собственно, все и сделали, так что России гордиться тут особенно нечем. В этом году, например, таким же успехом пользовался коллектив из Молдавии OZONE. Россия или Молдавия - в данном контексте абсолютно всё равно. Это космополитическая, абсолютно выхолощенная сфера, где национальная принадлежность особого значения не имеет. А вот у тех немногочисленных способных артистов и продюсеров, которые сами работают, ничего не ладится с международной деятельностью. Я думаю, происходит это из-за отсутствия каких-то знаний, контактов, понимания того, как функционирует настоящий, мировой шоу-бизнес. У нас все умеют работать только по-здешнему, по-местечковому».

Жeлиховская М., Артемий Троицкий. Добрый доктор, журнал «Интeрбизнeс», 2005 г., N 3, с. 56-57.