Этика благоговения по Альберту Швейцеру

Заключительная часть работы Альберта Швейцера «Культура и этика» - это набросок третьего раздела философии культуры Альберта Швейцера, названного им «Мировоззрение благоговения перед жизнью».

«Здесь излагается собственная этическая концепция Швейцера.

Вот её основные черты: не познание и не практика, а переживание составляет самую существенную связь человека с миром. Первоначалом человеческого бытия является не декартовское «cogito ergo sum», no значительно более древнее и всеобъемлющее чувство: «Я - жизнь, которая хочет жить».

Само бытие, по Швейцеру, есть универсальная воля к жизни. Поэтому смысл человеческой жизни исходит не от разума и не от самой деятельности, а от воли. Он заключается в благоговейном отношении ко всякой жизни: хорошо поддерживать, взращивать жизнь, возвышать её до высшей, то есть,  человеческой ценности, плохо - уничтожать жизнь, вредить ей, стеснять её.

Благоговение перед жизнью и оценка человека как высшей ценности составляют, по Швейцеру, основу нового гуманизма».

Карпушин В.А., Философия культуры Альберта Швейцера / в Сб.: Альберт Швейцер - великий гуманист XX века. Воспоминания и статьи, М., «Наука», 1970 г., с. 184.

 

Альберт Швейцер: Основной закон культуры