Число культурных читателей в России по времена Д.И. Фонвизина

Д.И. Фонвизин написал комедию «Недоросль». Его биограф оценивает число российских читателей / зрителей в те времена:

«Фонвизинский «демос», читатель, которым он жаждет быть понят непременно, недвусмысленно и до конца, - разумеется, дворянство. Практически только оно.

Вообще, нам, хотя бы ещё помнящим «советские тиражи», даже нам, успевшим столкнуться с реальностью рубежа XX и XXI веков, всё-таки странно представить, что нормальный (и недурной) тираж книги русского восемнадцатого века - это 600 экземпляров (в девятнадцатом, в его  пушкинском периоде, будет 1200). Что зрительский успех «Недоросля» может быть обозначен цифрой 8: восемь спектаклей за один московский сезон.

Да дело и не только в цифрах: не к кому более обращаться, некого более вразумлять. Еремеевна и Тришка появляются в «Недоросле» не для возбуждения сочувствия у себе подобных: не их социальные братья и сестры сидят в партере.

Так вот - о своеобразном «демократизме» литературы восемнадцатого века (кавычки говорят именно о своеобразии, а не об авторской иронии). Она бесконечно далека от самой возможности писательского снобизма; для неё немыслим даже пушкинский конфликт с чернью, с толпой, с «бессмысленным народом».

Пушкин уже станет писать для круга, избранного в смысле духовности. Фонвизин пишет для избранного в отношении грамотности. Но грамотность - понятие количественное. В отличие от духовности, качественного».

Рассадин С.Б., Умри, Денис, или неугодный собеседник императрицы, М., «Текст», 2008 г., с. 320-321.