Автоматический навык мышления как новая интеллектуальная ступень по С.Б. Переслегину

Если «… некоторое умение не перешло в стадию неосознаваемого профессионального применения и не может произвольно использоваться личностью для решения возникающих перед ней проблем. При этом необходимый алгоритм вполне может быть известен.

Иными словами, человек знает буквы. Он знает, как их писать. Он может складывать из них слова. Он может написать предложение. Но! Эта работа потребует от него напряжения всех умственных и большей части физических сил. В связи с тем, что все ресурсы мозга расходуются на процедуру письма, неизбежны ошибки. Очевидно, что, несмотря на формальную грамотность (знание алгоритма есть), человек не может заниматься какой бы то ни было деятельностью, для которой одним из базовых или хотя бы значимых навыков является умение писать.

Подобное состояние личности широко известно в современной педагогике и называется функциональной неграмотностью. Точно так же можно говорить о функциональном неумении интегрировать (весьма частая причина отчисления студентов с 1-х, 2-х курсов  физико-математических специальностей).

Любопытно, что на более высоких ступенях скачок не происходит настолько часто, что это даже считается нормальным. Формула: «Отличный студент, но неудачно выбрал себе призвание. Ну, не физик он по мышлению - что тут поделать?» (не произошёл скачок, позволяющий автоматически применять определённый - в данном случае физический - стиль мышления).

Что же касается автоматического творчества, то эти понятия вообще считаются несоединимыми, а людей, для которых процесс создания новых сущностей в науке и культуре есть обыденная профессиональная работа, не требующая особого напряжения сил, называют гениями. (Точнее: поставленные навыки и умения  есть одно из необходимых условий творчества приличного уровня – Прим. И.Л. Викентьева).

Однако же ребёнку, больному функциональной неграмотностью, сверстник, овладевший письмом настолько, что он даже в состоянии писать, не глядя в тетрадь, тоже покажется гением! Тем самым мы приходим к выводу, что творчество на уровне простой гениальности в принципе доступно каждому. Вопрос, что лежит на следующем «щелчке», чрезвычайно интересен, но выходит за рамки данного конспекта.

Современное образование транслирует учащемуся знания (90% которых, как показали исследования, благополучно и почти немедленно забываются) и очень ограниченное количество навыков, скачкообразно переводящих личность на следующую ступень интеллектуального или физического развития. Следует чётко осознать, что бесконечные школьные упражнения и домашние задания, изнуряющие спортивные тренировки - всё это не более чем бесконечные «броски кубика» в надежде на выпадение счастливой цифры - в надежде на «щелчок». А «щелчок» может произойти с первой попытки. Может не произойти никогда. […]

Те 3-5%, на которые удается повысить характеристики обучаемого за счёт долгих тренировок, как правило, не стоят и десятой доли затраченных усилий.

По сути, скачкообразный характер перехода между ин- и аут-состояниями при «щелчке» наводит на мысль, что речь идёт о структурном преобразовании психики. То есть «щелчок» требует разрушения структуры (образа мышления, картины мира) и создания другой, в которую новый навык включён «аппаратно», чтобы использоваться автоматически. Отсюда вытекает педагогическое значение процедур временной смерти (инициационные процедуры), помещения в обеднённую / обогащённую / регулируемую информационную среду, приёма лекарственных средств, снижающих входное сопротивление психики.

Другой вопрос, что все эти приёмы в лучшем случае относятся к низким технологиям, а худшем - лежат на дотехнологической стадии… Заметим также, что современный человек, более-менее овладевший ресурсами своей психики на дотехнологическом уровне, по сравнению с обезьяной того же веса выносливее, сильнее, жизнеспособнее, быстрее. Наконец, он в среднем втрое дольше живёт».

Переслегин С.Б., Высокие технологии в психологии (неопубликованная статья) / Возвращение к звёздам: фантастика и эвология, М., «Аст», 2010 г., с. 346-348.

 

Интеллектуальные умения и навыки по И.Л. Викентьеву.