Совершенствование души человека – мнение А.Н. Радищева

Рукопись этого трактата А.Н. Радищева не сохранилась. Впервые он был напечатан росле смерти автора в 1809 году.

«Из предыдущего видели мы, что мысленность человеку сосущественна, что она его составляет особенность, что человек и может по ней назваться человек, а без неё равнялся бы скотам. Мы видели также, что совершенствование её есть свойство неотделимое; а потому и мета наша на земли относится к устроению нашему, из чего следствие бывает блаженство.

Вследствие сих предпосылок человек во время жития своего даёт всем силам своим всю возможную расширенность. Способность мыслить, с коею раждается, бывает разум, чувства наши изощряются, научаются, искусствуют; склонности наши производят деятельность необъятную и, яко понятия, чувственностию принятые, претворяются в мысли, тако и склонности, в душе преобразовавшись и получив всю свою расширенность, становятся добродетели или пороки.

Побуждения наши, сосреждаяся, так сказать, в душе, яко в средоточии зажигательного зеркала, родив в нас волю, дают столь широкую, столь твёрдую подножность, что если бы она не в человеке пребыла, то казалася бы божественною. Мы видели потом, что печать беспредельности наложена всему, что человек предприемлет; в самых силах его видна бывает толика енергия, что предел им назначить было бы отважно. Хотите ли сему примеры: Скалигер Омира выучил наизусть в три недели и в четыре месяца всех греческих стихотворцев. Валлис извлекал в голове коренное число пятидесяти трех цыфирей.

И таковые примеры отменныя енергии в силах умственных суть часты; незамеченны теряются, и для того не всяк о них знает. Из предшедших доказательств убедилися, что мысленность наша, что сила наша разумная, что душа наша разрушиться не может: ибо, не яко тело, несложенна, следовательно, не пропадёт, не исчезнет, не уничтожится, пребудет, поживёт вовеки.

Итак, из всего сказанного не ясно ли следует:

1. Поелику мысленность наша или душа не разрушится, то пребудет жива и по разрушении тела.

2. Поелику существенность её состоит в непрестанном совершенствовании, то по отделении от тела душа её сохранит, ибо если бы сия существенная ей способность изменилася, то бы она в худшее прешла состояние, не была бы душа, что также противно намерению, в сотворении человека явствующему.

3. Поелику же состояние сна лишает нас ясного о самих нас познания, а потому не столь есть состояние совершенное как состояние бдения, то смерть уподобится сну относительно человека разве в том только, что обновит силы его душевные, как-то сон обновляет телесные, а не в том, что лишит душу ясного о себе познания, в чём состоит преимущество человека пред другими животными.

4. Поелику в силах душевных является беспредельность, и ограниченность её происходит от её телесности, то, отрешенная от неё, она в деятельности своей будет свободнее. И, наконец,

5. Поелику душа сохранит свою способность совершенствования, то паче и паче будет совершенствовать.

А если бы захотел ты иметь сему совершенствованию меру, то помысли, каков человек родится и что он бывает в его возмужалости, помысли, что в совершенствовании не будет препинаем ни обстоятельствами, ни страстями, ни болезнями, ни всеми препонами, телесностию душе налагаемыми; помысли, сколь уже разум человеческий отстоит теперь от дикого, от грубого состояния человека, питающегося ловитвою; помысли и, начав от нынешнего совершенства, измеряй восхождение и знай, что не житием телесности то исполнять должно, но отрешая меру времени; помысли всё сие и скажи: где есть предел совершенствования души?

О человек! не ясно ли ты есть сын божества, не его ли в тебе живет сила беспредельная!»

Радищев А.Н., О человеке, о его смертности и бессмертии, в Сб.: Общественная мысль России XVIII века в 2-х томах, Том 2 / Сост.: Т.В. Артемьева, М., «Российская политическая энциклопедия», 2010 г., с. 484-485.