Заграничное обучение русских дворян при Петре первом

«При Петре, в первую половину царствования, когда ещё было очень мало школ, главным путём к образованию служила заграничная посылка русских дворян массами для обучения. Некоторые,  добровольно или по указу странствовавшие по Европе, уже будучи семейными  людьми, в летах, записали свои заграничные наблюдения, показывающие, как  труден и малоплоден был этот образовательный путь.

Неподготовленные и равнодушные, с широко раскрытыми глазами и ртами, смотрели они на нравы, порядки и обстановку европейского общежития, не различая див культуры от  фокусов и пустяков, не отлагая в своём уме от непривычных впечатлений никаких помыслов.

Один, например, важный московский князь, оставшийся неизвестным, подробно описывает свой амстердамский ужин в каком-то доме, с раздетой дочиста женской прислугой, а увидев храм св. Петра в Риме, не придумал ничего лучшего для его изучения, как вымерить шагами его длину и  ширину, а внутри описать обои, которыми были увешаны стены храма. Князь Б.  Куракин, человек бывалый в Европе, учившийся в Венеции, попав в 1705 г. в  Голландию, так описывает памятник Эразму в Роттердаме: «Сделан мужик вылитой  медной с книгою на знак тому, который был человек гораздо учёной и часто людей учил, и тому на знак то сделано». В Лейдене он посетил анатомический театр проф. Бидлоо, которого называет Быдлом, видел, как профессор «разнимал» труп и «оказовал» студентам его части, осматривал богатейшую коллекцию препаратов, бальзамированных и «в спиртусах». Вся эта работа  научной мысли над познанием жизни посредством изучения смерти привела  русского наблюдателя к совету всем, кому случится быть в Голландии,  непременно посмотреть лейденские «кориузиты», что-де доставит «многое  увеселение».

Несмотря на отсутствие подготовки, Пётр возлагал на учебные посылки за границу широкие надежды, думая, что посланные вывезут оттуда столько же полезных знаний, сколько он сам набрал их в первую поездку. Он, по-видимому, действительно хотел обязать свое дворянство обучаться морской службе, видя в ней главную и самую надежную основу своего государства, как казалось людям, имевшим сношения с русским посольством в Голландии в 1697 г. С этого года он гнал за границу десятки знатной молодёжи обучаться навигацким наукам. Но именно море возбуждало наибольшее отвращение в русском дворянине, и он из-за границы плакался своим, прося назначить его хотя бы последним рядовым солдатом или в какую-нибудь «науку сухопутскую», только не в навигацкую. Впрочем, с течением времени программа заграничной выучки была расширена. Из записок Неплюева, не в пример соотечественникам умно  использовавшего свою заграничную учебную командировку (в 1716 - 1720 гг.),  видим, чему обучались тогда русские за границей и как усвояли тамошнюю  науку.

Партии таких учеников, все из дворян, были рассеяны по важнейшим  городам Европы: в Венеции, Флоренции, Тулоне, Марселе, Кадиксе, Париже,  Амстердаме, Лондоне, учились в тамошних академиях живописному искусству,  экипажеству, механике, навигации, инженерству, артиллерии, рисованию  мечтапов, как корабли строятся, боцманству, артикулу солдатскому, танцевать,  на шпагах биться, на лошадях ездить и всяким ремеслам, медному, столярному и  судовым строениям, бегали от науки на Афонскую гору, посещали «редуты»,  игорные дома, где дрались и убивали один другого, богатые хорошо выучивались  пить и тратить деньги, промотавшись, продавали свои вещи и даже деревни,  чтобы избавиться от заграничной долговой тюрьмы, а бедные, неаккуратно  получая скудное жалованье, едва не умирали с голоду, иные от нужды поступали  на иностранную службу, и все вообще плохо поддерживали приобретенную было в  Европе репутацию «добрых кавалеров».

По возвращении домой с этих проводников культуры легко свеивались иноземные обычаи и научные впечатления, как налёт дорожной пыли, и домой привозилась удивлявшая иностранцев смесь заграничных пороков с дурными родными привычками, которая, по замечанию одного  иноземного наблюдателя, вела только к духовной и телесной испорченности и с  трудом давала место действительной добродетели - истинному страху божию. 

Однако кое-что и прилипало. Пётр хотел сделать дворянство рассадником  европейской военной и морской техники. Скоро оказалось, что технические  науки плохо прививались к сословию, что русскому дворянину редко и с великим  трудом удавалось стать инженером или капитаном корабля, да и приобретённые  познания не всегда находили приложение дома: Меншиков в Саардаме вместе с  Петром лазил по реям, учился делать мачты, а в отечестве был самым сухопутным генерал-губернатором. Но пребывание за границей не проходило бесследно: обязательное обучение не давало значительного запаса научных познаний, но всё-таки приучало дворянина к процессу выучки и возбуждало некоторый аппетит к знанию; дворянин всё же обучался чему-нибудь, хотя бы и не тому, за чем его посылали».

Ключевский В.О., О русской истории, М., «Просвещение», 1993 г., с. 451-453.