Эффект резонанса при общении и удовольствие от творчества по М.Н. Задорнову

Советский хоккей, который всегда был очень творческим и «…доставлял  необычайную радость моему поколению в молодости. Нам вообще было чем  гордиться.

Нынешнее поколение, к сожалению, никогда не испытывало такой  радости, как, например, мы 12 апреля, когда Гагарин полетел в космос. Этот  момент по эмоциональности всегда будет главным в моей жизни. А за ним я  ставлю наш спорт, и в первую очередь - хоккей и фигурное катание.  Сегодняшняя задача нашей хоккейной сборной - возродить эту радость для  нового поколения. «Мы с вами - коллеги», - сказал я ребятам. Мы должны быть  зажигалками. Что это значит? Среди массы образованных людей - экономистов,  юристов, политологов - зажигалок очень мало. Среди журналистов 90  процентов - вообще гасилки. Потому что они сосредоточены на негативном. А  зажигалка - это всегда творчество. Творчество - это танец. (Недаром  зажигалками сегодня называют тех, кто танцует на дискотеках.) Танец не  поддаётся рациональному объяснению. […]

Сколько в Москве идёт безобразнейших спектаклей, раскрученных и  пропиаренных этой бывшей советской, а ныне светской туснёй! Почему «Тартюф»  в мхатовской постановке на сцене курит «Мальборо»? Это что, гениальная  находка режиссёра? А Хлестаков на сцене театра Станиславского настолько  отвратителен, что по сравнению с ним Годзилла выглядит Джулией Робертс.  Сегодня в моде постановки и книги тех авторов и режиссёров, которые хотят  нарисовать мир вокруг нас таким омерзительным, чтобы на этом фоне самим себе  казаться получше и погениальнее. [...]

Поэтому я и решил высказывать своё  мнение. Может, оно кому-то поможет, чтобы стать счастливее. Я лично прожил  жизнь более радостную, чем печальную. В школьных походах мог пройти дольше  других без усталости, потому что читал «Повесть о настоящем человеке». Когда  уставал, представлял ползущего Мересьева, и сил прибавлялось! «Витя Малеев в  школе и дома» научил меня иногда отказываться от сладостей на ночь... «Дерсу  Уза-ла» - «тащиться» от путешествий. Я люблю искусство, обозначенное однажды  в разговоре с моим другом Качаном формулой краткой, но верной: «ТАЛАНТ плюс  СВЕТ», а бывает, и весьма часто, «ТАЛАНТ минус СВЕТ». Если, как диктует  мода, «тащиться» только от «минусов» - то и жизнь проживёшь без света в  душе! То есть, комплексуя и обвиняя в своих неудачах вплоть до малой  зарплаты всех вокруг - от правительства до соседей, которые курят на  лестничной клетке и забывают убрать за собой «бычки». […]

Говорят, можно голосом такие частоты брать, что зритель начинает заводиться.  Эцергообмен происходит. Система «зритель - артист» входит в единый резонанс.  Такой же резонанс возникает порой между мужчиной и женщиной. Некоторые это  называют любовью, некоторые - страстью, видимо, у страсти и у любви просто  разные частоты. Я давно почувствовал, что у меня отношения с залом, как с  любимой женщиной. Пока публика не получит от моего выступления максимального  удовольствия, я со сцены не ухожу. Поэтому иногда приходится выступать очень  долго, до четырёх часов. Почему? Да потому, что я сам получаю удовольствие  только в том случае, если получает удовольствие зал. А недавно я узнал, что  в одном древнем философском учении говорится, что существуют две степени  эгоизма.

Первая степень - это когда человек получает удовольствие от того,  что что-то потребляет - низшая степень, близкая к животному эгоизму, а  вторая, высшая стадия эгоизма, которая движет развитием человечества, - это  получать удовольствие от того, что кому-то доставляешь радость! Такого  эгоизма не только не надо стесняться - к такому надо стремиться. Когда я узнал  эту формулировку древних мудрецов, я понял, почему бесперспективно сегодня  ожидать каких-то действий во имя народа от наших верхов. Дело в том, что они  находятся на низшей степени развития. У них эгоизм животный. Получать  удовольствие, потребляя. Оргазм потребления! И только тогда можно ждать  верных подвижек и оживления нашей Отчизны, когда туда - наверх - попадут  люди, которые будут получать оргазм от того, что их народ получает оргазм!

Мои зрители - единственные люди, которых я никогда не обманывал. Я очень  дорожу их любовью. И не променяю её ни на какие деньги. Конечно, я не против  денег. Люблю их тратить! Но, даже если бы мне их не платили или платили  гораздо меньшие гонорары, я бы всё равно продолжал выступать!»

Задорнов, М.Н., Язычник эры Водолея, «Aст»; «Астрель», 2007 г., с. 116-118, 137-138 и 204.